Антропософский форум > Антропософские инициативы
РОДИТЕЛЬСКАЯ АКАДЕМИЯ
Галина:
РОДИТЕЛЬСКАЯ АКАДЕМИЯ С ТАТЬЯНОЙ.
1. РИТМЫ В ЖИЗНИ ЧКЛОВЕКА.
Вот тема, которая теперь привлекает наше внимание
И, если – только основные вехи, то все равно – ГРАНДИОЗНО!
- Ритм вдоха и выдоха. Дыхание сопутствует жизни человека от рождения и до смерти.
- Ритм сна и бодрствования;
- Ритм деятельности внутренних органов. Например, печень наиболее активна в 3 часа ночи, и менее активна в 15 часов пополудни…
- Ритм суточный: Наиболее благоприятное время для мышления – утреннее, для деятельности чувств – обеденное, и волевая деятельность – вечернее время.
- На каждый день есть особый лейтмотив. Если следовать этому лейтмотиву, то позитивность, приятие приходящих событий становятся естественными в течении дня. Например, понедельник – ПРАВИЛЬНОЕ СЛОВО…
- Ритм недели. Ориентироваться можно на изречение из антропософского календаря души. Например, на эту неделю:
Так чувствую я мир,
Который, без души моей участья,
Лишь пустота и жизни холод,
И, в откровении бессильном
Себя воссозидая в душах,
Лишь смерть в себе найти способен.
- Ритм месяца. Одим из возможных настроев на ноябрь –
«ТЕРПЕНИЕ ВЕДЕТ К ПРОНИЦАТЕЛЬНОСТИ».
Ритм времен года. Переживание вместе с природным пробуждением и засыпанием. Совпадает частично,
- ритм духовных настроений – праздников года: их семь.
Мы заканчиваем ЭПОХУ АРХАНГЕЛА МИХАИЛА С особым настроем на самосознание себя в Мире и переходим к ПОДГОТОВКЕ К РОЖДЕСТВУ в 4 недели, где у каждой недели свое испытание.
- Ритм жизненных периодов развития. Этот ритм в основном чередуется, но и перманентно продолжается, через каждые семь лет.
Первые три семилетия –ДЕТСТВО
Следующие три семилетия – с 21 до 42 лет, - ЗРЕЛОСТЬ.
И далее, с 42 лет до 63 – МУДРОСТЬ. И далее…
- Ритм воплощений на Земле. Карма человека. В одну культурную эпоху человек(Более 2100 лет), в основном, воплощается дважды – в ипостаси мужчины и в ипостаси женщины.
- Великие космические ритмы, согласно которым устраиваются самые малые ритмы человека…
2. МЕДИТАЦИЯ.
• Изречение недели 33, звук G.
Так чувствую я мир,
Который, без души моей участья,
Лишь пустота и жизни холод,
И, в откровении бессильном
Себя воссозидая в душах,
Лишь смерть в себе найти способен.
• И настрой на месяц ноябрь (до 21 ноября!)
НОЯБРЬ
21 ОКТЯБРЯ - 21 НОЯБРЯ
В руке такой невозмутимости - весы терпения.
Терпение - это мудрость, которая объединяется с силой, и сила, которая объединяется с мудростью. Без мудрости сила стала бы безысходной выносливостью, мудрость без силы была бы бездеятельным созерцанием. Сила и мудрость суть возвышающиеся над морем и землей столпы, несущие солнечный лик ангела, велевшего автору Апокалипсиса съесть книгу. Истинное познание исполняется в деятельности; только вновь и вновь осознаваемое действие ведет к настоящему деланию. Весы терпения показывают весомость личности. В деятельном общении с явлениями мира терпение дает созреть нашему познанию. В реалистичном суждении терпение укрепляет способность действия ждать. Нетерпение приводит к предвзятости и поспешности. Истинным терпением обладает тот, кто действует, познавая, кто вновь и вновь подвергает свои поступки оценке познания. Так терпение становится благоразумием.
Возможная медитация на тему такого благоразумного терпения - образ Апокалипсиса: над столпами силы и мудрости светит благоразумие.
• КОНТРОЛЬ МЫСЛЕЙ.
Галина:
«РОДИТЕЛЬСКАЯ АКАДЕМИЯ»
У нас – чаепитие – НОВОСЕЛЬЕ!
Готова пристройка, которую мы ожидали два месяца.
Распакован подарок – духовка!
Замешено тесто для яблочной шарлотки…
А, т.к. эту готовность ДОМА создавали МАСТЕРА, то все дышит умелостью и значительностью…
Игорь – МАСТЕР, который вместе с юным помощником Артемом – ВОЗВЕЛ и отделал ДОМ!
Андрей – МАСТЕР, который полностью оборудовал ДОМ - все сопутствующие работы: сантехника, электрика, установка душа, раковины…
Денис – МАСТЕР, который так собрал мебель в кухне, что она светится его вниманием…
Виктор – МАСТЕР, который выкопал яму – септик, и сделал это так ласково по отношению к земле и так эстетично…
… Оказалась к месту посуда, которая путешествовала в течении более пяти лет из Томска в Украину, потом в Сочи и лежала, невостребованная – ждала…
… Оказались к месту – ковер и шторы, которые, также, приехали из Томска…
Даже рулон моющихся обоев, который чудом сохранился и приехал-таки на СВОЕ МЕСТО, оказался кстати…
… И вот – мы пьем чай!
Чудо – духовка испекла нам именинный пирог!
В креманках – на выбор – мед (прислали из Бологого), варенье из клубники (привезли из Братска), варенье из киви(сварила из заморского фрукта подаренного уже здесь)…
КРУГЛЫЙ СТОЛ – мечта людей, объединенных жизнью в круг…
Поэтому, встреча «Родительской Академии» - непривычна, не … академична, празднична!
И, все же – ритм встречи начинает проявляться.
РОДИТЕЛЬСКАЯ АКАДЕМИЯ С ТАТЬЯНОЙ.
1. АНТРОПОСОФИЯ.
РИТМЫ.
Татьяна свела в одно пространство разные подходы к ритму в течении недели – мы смотрим на листки: очень удобно! Все гармонично и значительно.
ДНИ НЕДЕЛИ. ЗЛАКИ (каши), ПЛАНЕТЫ, МЕТАЛЛЫ, ЦВЕТ. ТРАВЫ (чаи), и напутствие на неделю…
В разговор вступили все – у кого какой опыт использования этих подсказок… И проследили всю цепочку именно дня встречи – ВТОРНИК!
Планета – МАРС! Так, кто бы сомневался, что тогда лейтмотив недели станет УЧАСТИЕ ВОЛИ! А цвет будет – КРАСНЫЙ! (Тут же возникла на столе красная салфетка, которая завершила согласие в интерьере)…
Каша – зерно ЯЧМЕНЬ – каша ячневая. И то – единственный злак содержащий КРЕМЕНЬ, несущую основу костяка…
Трава – лист ДУБА! Чай из дуба вносит свою структуирующую и укрепляющую силу.
Металл – ЖЕЛЕЗО дополняет, органически, выстроенную композицию
… Как говорится – продолжение следует?
2. БИОГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА.
Тема: «ТРУДОВАЯ ЖИЗНЬ: НАЧАЛО И КОНЕЦ».
• Первый трудовой опыт. Где мы вернулись в воспоминаниях к своему первому трудовому опыту. О постарались максимально образно описать его.
• Конец трудовой жизни. Представить себе, что, например, уходишь на пенсию… Какие такие слова и напутствия говорят тебе? Что бы хотелось услышать… И, главное, что еще успеешь сделать до выхода на пенсию, что бы это услышать…
• Нынешняя рабочая ситуация. Предложила сосредоточиться на работе, которая сейчас у каждого есть… Связь с первым трудовым опытом? Какие возможности, что бы достичь будущего?
• Сделать записи дома. Особое внимание уделить 2 позиции «Конец трудовой жизни». Что ты можешь сделать, что бы были произнесены те слова, которые ты хочешь через 20-30 лет услышать…
....Наташа была поражена!
Во-первых, ее первый трудовой опыт оказался в … 9-10 лет! И копали они картошку! И картошки было много… Это было в деревне у бабушки, где они все лето жили с братцем; в конце лета приезжал за ними отец – и копали они втроем для бабушки картошку. Это НАДО было делать. Она знала… Это – тяжело, копать картошку весь день! И завтра, и послезавтра, пока не выкопаешь, не рассортируешь, не заложишь в погреб ВСЮ КАРТОШКУ…
Во – вторых, тем, что никак, ну совершенно не могла представить себя, уходящей на пенсию! Еще чуть-чуть сам…банкет по этому поводу, а уж – ЧТО ГОВОРЯТ ПО ПРОРАБОТАННОМУ ВРЕМЕНИ?! Никак…
В-третьих, по нынешней рабочей ситуации – а это учительство, ВДРУГ, оказалось, что вот это состояние НАДО – и есть движитель ее поступков! Это и было условие – перекинуть мостик от первого опыта труда до нынешнего времени… Понимание ситуации, что мальчишки из ее пятого класса никак сами на справятся с собой и жизнью без ее участия… так же понимание, в прошлом, того, ячто бабушка просто НЕ МОЖЕТ справиться с картошкой…
Мы все были рады такому сюрпризу – слияние прошлого и настоящего! Теперь, забрежжил и намек на то, что же будет в пенсионные годы… Когда мальчишкам будет за 30; когда их дети будут пятиклассниками; когда сама Наташа УВИДИТ – что произошло…
3.
МЕДИТАЦИЯ.
Так чувствую я мир,
Который, без души моей участья,
Лишь пустота и жизни холод,
И, в откровении бессильном
Себя воссозидая в душах,
Лишь смерть в себе найти способен.
Галина:
«РОДИТЕЛЬСКАЯ АКАДЕМИЯ»
Занятие 1 в теме «РОЖДЕСТВО».
1.
ДЕКАБРЬ
21 НОЯБРЯ - 21 ДЕКАБРЯ
Это благоразумное терпение имеет власть над языком.
Ибо кто говорит и судит слишком быстро, вредит или препятствует процессу созревания, который в своем суждении выявляет истину явлений мира и в общении с ними взращивает, словно зрелые плоды, собственные поступки. Кто начинает говорить, не дождавшись этого созревания, выражает лишь субъективное мнение о мире, в своей сути остающемся ему чуждым. Такие мнения могут вызвать одобрение единомышленников и пользоваться внешним успехом, поскольку соответствуют обыкновению. Но они - не истина, которую претерпевают и осуществляют с невозмутимостью. Истина - это, скорее, дух вещей, раскрывающий глаза свои в нашем познании. Опрометчивое слово прогоняет его. Власть над языком сообщает духу, зачарованному в вещах и оттого слепому и безгласному, способность видеть и говорить. Власть над собственным языком расколдовывает язык всякой твари, стенающей по такому освобождению. Ее подлинная суть в нашем молчании становится органом, который, глядя на свое заколдованное бытие, разгадывает себя, благодаря чему с нее снимаются чары. Так мир и Я перекрещиваются и меняются местами; в нашем же обыденном сознании они, взаимно чуждые, противостоят друг другу. Суть вещей в познающем человеке становится органом созерцания; в момент познания человек переживает себя как существо, распростертое на совокупности явлений мира. Для властвующего языком чувство истины не в разобщенности мира и Я, а в их перекрещивании и взаимообмене. Власть над языком есть плодотворность человеческого познания.
Так эта власть над языком становится чувством истины.
Возможная медитация на тему этого чувства истины:
Познающий себя человек Видит сам себя как мир; Человек, познающий мир, Видит мир как себя самого.
альбом Liane Collot (за 2007 год, выпущенный к 100-летию)...
2.
Неделя35. Звук I.
Познать Бытье могу ли,
Дабы оно восстало вновь
В творчестве душевном?
Я чувствую, дана мне сила,
В «Я» мировое «я» свое,
Смирясь, вложить, как часть живую.[/b]
3.
Рождество приходит в дни зимнего солнцестояния. Когда день – самый короткий. Самая длинная ночь. Ночь! Особое состояние Духа. Ночь, когда родился Иисус, сын Иосифа – Божественное Дитя. И, с этого момента, человечество получило ШАНС и ПУТЬ!
И, каждый год, каждый человек в Рождество испытывает ЭТУ Мистерию и получает ЭТОТ импульс…
Независимо от того, готов он или нет. Это происходит, согласно космическим законам развития Мира и человечества.
Хочу прояснить несколько моментов.
1. Что бы почувствовать и принять такое Космическое событие, душа должна подготовиться.
Четыре недели до Рождества – особое время в развитии Души человека.
Ф Т Э Т АТ Я Рождество
24-25 декабря
___х_1 неделя__х__2 неделя_х__3 неделя__х__4 неделя___х___________
испытание испытание испытание одиночество 12 священных ночей
огнем водой воздухом !
! ! ! мудрость
мужество
умеренность
справедливость
По сути дела, ежегодно происходит определенный «экзамен души», испытание. Оккультное испытание. Хотя, эти испытания отлично и образно раскрывают именно русские сказки! Где главный герой проходит преграды: огонь, вода и медные трубы…
1 неделя. «Испытание огнем»
подступает к человеку через физическое тело. С одной стороны – это очищение. С другой, в зависимости от уровня развития и состояния души, возраста – это и боль, и повышенная чувствительность, и состояние… обнаженности.
Если человек не готов к таким переживаниям, то есть опасность к утрате своей самостоятельности, лишиться душевного прямостояния.
Что бы противодействовать силам разложения необходимо
культивировать душевное качество СПРАВЕДЛИВОСТЬ, как моральную силу, несущую человеку очищение.
Галина:
1.
2 неделя. «Испытание водой».
Силы противодействия подступают к эфирному телу человека. Проявляться это может в переизбытке (или упадке!) жизненных сил, непомерных желаний, эгоизме, себялюбии.
Необходимо самообладание, что бы проявилась способность действовать свободно и уверенно.
УМЕРЕННОСТЬ, вот качество души, способное противодействовать силам искушения.
2.
“И С Ц Е Л Е Н И Е
ПОСРЕДСТВОМ ИСКУССТВА”
Целительные силы искусства заложены в его воздействии на душу человека.
Всевозможные аспекты искусства: музыка, поэтика, скульптура, живопись, рисование, танец, пение, эвритмия, руко- творчество – по- разному влияют на настроение души человека , а значит и на его общее состояние.
Состояние радости, приподнятости, откровения, восторга, целостности переполняют душу человека, распространяются на его физические системы и органы и гармонизируют, балансируют их взаимодействие. Занятия , организованные с привлечением искусства, приносят позитивные результаты всегда. Воздействия, проведенные целенаправленно и терпеливо, приводят к исцелению и души и тела.
Речь не о том, что бы человек освоил какой- то вид искусства как профессию. А именно о спланированных, систематичных занятиях с привлечением определенного аспекта искусства в его сочетании с другими компонентами.
Такой подход исходит из общей концепции о трехчленности человека. Его телесное пронизано душевным и духовным элементом. Взаимодействие этих трех сущностных составляющих человека , их сочетание и гармония создают состояние здоровья, радости, наполненности и целостности. Малейшая разбалансировка вызывает дисбалланс и приносит неприятные ощущения, негативные эмоции, подавленность. Тогда, на таком неблагоприятном фоне, развиваются состояния, которые мы называем болезнями.
• Климат, атмосфера в которой развивается ребенок, должны быть максимально благоприятными. Формирование нервно-чувственной системы, системы дыхания и кровообращения, системы обмена веществ, двигательного аппарата, иммунной и гормональной систем в возрасте до семи лет проходит в атмосфере радости, участия, естественности. Не стоит, в этом промежутке его развития, обучать ребенка каким-то видам искусства специально. Находится в условиях естественных, в окружении природы, красивой обстановки, мягки цветовых оттенков, играть с игрушками из естественных материалов, иметь доступ к интересующим его предметам- вот необходимый фон для развития. И, конечно, главное- это его способность подражать взрослому. И взрослый являет собой прекрасный пример для подражания! Любовь матери, близких людей. Наполненность жизни взрослого человека, гармоничность его деятельности. Его занятия искусством привлекают ребенка и он начинает подражать. Свободные занятия приносят большую пользу для развития, так как маленький ребенок интуитивно принимает то, что необходимо именно ему для развития.
Исцеление посредством искусства в детском возрасте идет через взрослого в свободном подражании.
• В школьные годы человек осваивает окружающее пространство, людей, находит мир прекрасным. Ему должны открыться все виды искусства! Условия создает взрослый человек: родители, учителя, педагоги дополнительного образования. Важно не привязать ребенка в возрасте до 14 лет к какому-то конкретному виду искусства или его выражению. Закрыв тем самым гармоничное развитие для души человека.
Преподавание всех школьных предметов стоит основывать на введении элементов искусства в методики и технологии. Это прекрасная возможность открыть мир для ребенка с его радостной, приятной стороны. Подросток как дышит окружающими его прекрасными вещами, событиями, людьми. Все ему нравится. Продуманное вхождение в мир искусства, профессиональный подход придет позже- сейчас главное- целостность восприятия, нераздробленность, мелодичность и пластика окружающего мира.
Через общение со сверстниками, освоение этого прекрасного мира, почитание взрослого - вот необходимые условия
для здоровья душевного и телесного.
• Старшеклассник. Юноши и девушки ищут свое место в мире. Каков этот мир? Где мое место? Наполненность занятий эстетикой, стремление к романтизму в проявлениях жизни, трепетание души перед миром- вот что важно учесть в развитии. Стремление к совершенству в всем: в знаниях, в чувствовании, в действиях. И, если пример для подражания БЫЛ! И, если, пример для почитания БЫЛ! То, тогда, действительно мир открывается молодым и постигается. Стремление к совершенству в профессиональных навыках, дизайн оформления своих работ, изделий, индивидуальные склонности к определенному виду искусства , наконец-то, обретают реальную почву на свойствах здоровой души. Теперь не повредит углубление, мастерство, виртуозность. Юноши и девушки в поиске. Пусть ищут они способы выражения своей души в проявления через всевозможные виды искусства, совершенствовании предпочтений выражения своей индивидуальности. Не в соревновании с ближним, а в своем росте!
Стоит дать им навыки справляться с эмоциями, кризисами, непонятными ощущениями и болезненными проявлениями с помощью и посредством видов искусства. Овладеть этими методиками - неплохая школа для решения жизненных проблем.
Искусство- средство самовыражения и самовоспитания
для молодых людей.
Искусство- возможность найти свой стиль в жизни.
Исцеление - это способ и способность души, которое привносится из детского возраста через свободное подражание, из школьного возраста через почитание и занятия искусством, в юности через профессиональное углубление в выбранный вид искусства и совершенствование своей личности с помощью искусства.
(ПО МАТЕРИАЛАМ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ВАЛЬДОРФСКОЙ ПЕДАГОГИКЕ )
Галина:
1.
Миров Божественный Глагол,
Явить себя желая,
Во мне таинственно речет:
Излей мой Свет в свои деянья
Чтоб чрез меня себя ты
Мог в жертву принести.
2.
3 неделя. «Испытание воздухом» (медные трубы!)
Подступает вплотную к астральному телу, телу души.
Будят всевозможные страсти. Рождаются опасения, страхи. Через потерю внутреннего равновесия человек может превратиться в дикое животное (хищного орла, рыкающего льва, разъяренного быка) – которые пожирают и его и окружающих, через него…
Необходимо МУЖЕСТВО и храбрость души, присутствие духа. Только в себе следует найти точку опоры!
3.
ПЕДАГОГИКА СВОБОДЫ
Человек приходит на землю как духовное существо. Духовная сущность человека не только здорова, но и имеет свою миссию, которую человек хочет выполнить в жизни. Для этого создаются особые условия. Человек рождается в определенной семье, определенном месте.
Рожденный ребенок наследует определенные качества рода, куда он пришел. Когда речь идет о воспитаннике детского дома, то ситуация совершенно особенная. В детский дом детей направляют из семей, по большей части неблагополучных, опасных для его развития. Иногда родителей не стало . Что же это? Детей О Т О Б Р А Л И. Отобрали, в смысле какого- то отбора. По каким - то показателям. Допустим, самых перспективных. Или, самых способных по каким- то видам деятельности. Или у них необыкновенные дарования. Все это достойно своего развития, но в той среде, где они родились, это не сможет проявиться в полной мере.
- В первые семь лет наследственность играет существенную роль в формировании физического организма, телесного выражения. Это отражается не только на облике ребенка, но и на его поведении, особенностях общения, манере речи и пр.
- В школьном возрасте наибольшее влияние окружаюшая школьника обстановка оказывает на развитие его душевных способностей. Станет ли он отзывчивым, сопереживающим, трудолюбивым, ответственным? Как будут развиваться его воля, чувства и мышление зависит от того, кто его окружает и кто его учит.
- Старшеклассник более всего чувствителен к тому, какие люди действуют рядом с ним, что они совершают в жизни. Сила духа, высокий профессионализм наставника дает подросткам правильную ориентацию в жизни, предпочтения в выборе ценностей и стремление к выполнению долга перед обществом, людьми.
Небезразлично, в каком возрасте человек пришел в детский дом. Если он пришел до семи лет, то прежде всего стоит обратить внимание на его физическое состояние. И создать специальные условия для реабилитации именно физического организма. Это, возможно, ИППОтерапия, физическая культура, ритмическая музыка, танец и другое.
Если воспитанник пришел в детский дом в школьном возрасте, то у него особенно “пострадала” душевная сфера. Здесь существенную помощь окажет введение всех видов искусства: живопись, лепка, пение, театр, рукотворчество...
Подросток, юный человек наиболее раним, травмирован был в становлении своей личности. Есть вещи, которые , практически, не поддаются быстрой реабилитации. Присутствие рядом неравнодушных к миру взрослых, сильных духом людей, профессионалов своего дела создадут дополнительную возможность для более успешного социального его становления.
От рождения до социальной зрелости человек проходит путь развития. Ярко выраженная индивидуальность в детстве при создании благоприятных условий для развития формируется в личность, то есть человек теперь подготовлен к жизни в обществе, к принятию Родины, к соучастию в социальной жизни и выполнению гражданского долга. Человек, при создании условий, к этому времени, развивает и совершенствует свои задатки и дарования, усиливает свою индивидуальность.
Основными задачами в деятельности взрослого по отношению к детям становятся такие позиции:
1. Защити, сохрани!
2. Создай условия для развития.
3. Не навреди!
До семи лет- это предъявляется к телу, физическому здоровью
С семи до пубертета- преимущественно к развитию души.
От пубертетного периода до 21 года- становление духа, “Я” сущности.
Р А З В И Т И Е
телесное душевное духовное
индивидуальность личность
р 7 14 21
Качества ребенка: Подражание Благоговение Любовь :СОЦИАЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ
Навигация
Перейти к полной версии