Антропософский форум > Антропософские инициативы
РОДИТЕЛЬСКАЯ АКАДЕМИЯ
Галина:
АНГЕЛ-ХРАНИТЕЛЬ.
1.
--- Цитировать --- ...Ангел-хранитель каждого должен был тщательно позаботиться о том, чтобы то, что его подопечный чувствовал, направляло бы его, и побуждало бы его делать те шаги, которые соответствуют его жизненному плану. Ангел-хранитель в течение всей жизни был весьма близко к человеку, он сопровождал его до глубокой старости, пока жизненный план не был им пройден.
Сейчас это уже не так. Человек дошел так далеко, что человеческое самосознание, человеческое Я уже способно влиять на свои эмоции. Эта способность уже появилась в человечестве. И поскольку план водительствующих духов человечества состоит в воспитании человека в свободную личность, в свободный дух, становится ясно, что они должны начать отходить от жесткого руководства, оставляя человеку все больше и больше свободы. Теперь эта свобода достигает также сферы чувств. В наше время значительно меньше вмешательства в человеческие чувства со стороны духовных существ, ангелов-хранителей. Ситуаций, где человек может в отношении какого-то чувства напрямую сказать, что то, что он чувствует, - в согласии с его жизненным планом, что то, что он переживает это чувство, - это устроено его ангелом хранителем, - такое случается значительно реже.
И возникает одна проблема: чувства отпущены со стороны ангелов, люди что-то чувствуют, но что? Причиной их чувств вовсе не обязательно являются инспирации добрых руководителей их судеб (я вижу синее небо и сразу чувствую, что хочу идти гулять), потому что руководители судьбы часто молчат. Но мы же не остались бесчувственными. Откуда эти чувства приходят?
Здесь проявляется то обстоятельство, что мы живем не только в физическом мире, но и в душевном, и душевный мир заполнен всякими течениями чувств, всякими энергиями чувств. И если их не посылал водитель нашей судьбы, тогда проявляются всякие другие влияния. Поэтому вместе с ответственностью приходит и задача: проверить свои чувства, не говорить "я так чувствую, поэтому так буду действовать!" И что же надо проверить?
Например, средства массовой информации открыли, что люди живут в мире чувств, и что их можно запрограммировать, и что ими можно манипулировать для достижения личных целей, например, чтобы получить от них денег, в политических целях или другое нечто подобное. Это возможно, потому что охраняющие водители смотрят на человечество как на взрослых и не хотят больше руководить ими, как маленькими детьми, в жизни их чувств. Но это означает ответственность. Если такие влияния есть, в том числе, негативные, - позитивные немножко отодвинулись, отошли, а эти негативные, наоборот, их усиливают, делают попытки как больше влиять на жизнь человека. И результатом является опасность, что он все больше отклоняется от того жизненного плана, с которым он на эту Землю пришел.
Поэтому человек не может только следовать своим чувствам, надо иметь контроль над собой, чтобы не свернуть на ложный путь. В детстве руководство на уровне чувств необходимо. Когда вырастают и становятся взрослыми, тогда нужно чему-то научиться. Это можно назвать контролем чувств. Мы это назвали также логикой чувств, логикой сердца. И с помощью логики сердца можно в себе развить чувство истины. Чувство истины позволяет нам узнавать, что такое истина и что такое ложь. Именно узнавать, не анализировать и создавать какую-то мысль об истине и лжи, а непосредственно узнавать, как это делают чувства. Чувства не анализируют, они сразу знают. Чувство истины - это интуитивное чувство. И в наше время его можно пробудить. Через упорядочение своих чувств можно достигнуть чувства истины, заметить, что говорит чувство истины. И когда мы говорим, что обычная жизнь чувств уже не является тем руководителем, которому можно доверять, кому естественным образом можно доверять, потому что сюда могут проникнуть всякие влияния, как от других людей, так и от духовных существ, тогда необходимо какое-то чувство, которым можно было бы отличать истину от лжи, от неправды, узнавать, что в созвучии со мной самим, с моим жизненным планом.
А. Тыугу
Чувство жизни, радость жизни и смысл жизни
Лекция 7 мая 2008 года
--- Конец цитаты ---
2.
"
...Ангелы являются существами со свободной волей. „Когда Земля станет Юпитepoм, тогда человек взойдет на ступень Ангела. Уже теперь он на пути к свободе. Свобода развивается в нем. Но что остается времени, идущему к развитию души сознательной, если отрицается развитие человечества к ступени Ангела? Тогда остается мысль: свобода есть иллюзия! Человек в своей деятельности подчинен природной необходимости. Сколько возводят границ познания, столько же будут отрицать развитие к свободе. Это внутренне взаимосвязано — грубым образом — в догматизировании происхождения человека от животного, тогда как в действительности его происхождение столь сложно, как я об этом уже говорил".181 (9)
3.
--- Цитата: Sergei от 17 Янв. 2012, 09:30:08 ---
--- Цитировать ---Sulamith Wulfing (1901 – 1989) - немецкая художница, творчество которой посвящено мистическим картинам. Это, впрочем, не вызывает удивления - еще ребенком Суламит переживала видения ангелов, фей, эльфов, которых начала срисовывать со своих фантазий, когда ей было четыре года.
В этой подборке - восхитительные нежные ангелы Sulamith Wulfing.
--- Конец цитаты ---
"Awaiting" "Ожидание"
--- Конец цитаты ---
Галина:
Дорогие друзья!
Центр современной педагогики
г. МОСКВА
приглашает вас познакомиться
с новаторским миром Вальдорфской Педагогики (Педагогики свободы)
в эту субботу
21 января 2012 года
на семинаре
«Вальдорфская педагогика
и
мировая культура»
Мы рассмотрим темы:
- Становление ребенка как отражение мирового культурно-исторического процесса
- Возраст как орган восприятия культуры
- Роль мировой культуры в формировании личности ребёнке
На семинаре будет представлена образовательная программа Центра современной педагогики, нацеленная на систематическую подготовку учителей
В программе: лекция, видеоряд, практические занятия, ответы на вопросы
Ведущие семинара:
СЛУЧ Михаил Ильич – директор школы №1060, Победитель конкурса «Учитель года России – 2010».
ПИНСКАЯ Марина Александровна – кандидат педагогических наук, научный сотрудник НИУ «Высшая Школа Экономики»
СЛУЧ Галина Викторовна - учитель эвритмии школы № 1060, лауреат Гранта Москвы – 2007
Начало в 11.00 часов, продолжительность – 3 часа
Место проведения: Школа №1060
(г.Москва, Стремянный пер, д.33/35, ст.м.«Серпуховская»)
Мероприятие платное
контактный телефон: 8-925-205-37-48 (Дмитрий)
Галина:
Итак, продолжаем тему
«АНГЕЛ - ХРАНИТЕЛЬ».
Можно вспомнить о том, что каждого человека сопровождает в кго жизни на земле свой Ангел-Хранитель. Да, это так.
Уточнить следует вот что. Ангел-Хранитель активен в тот период жизни человека, который мы называем «ДЕТСТВО», т.е. с рождения, скорее с момента зачатия и до 21 года.
Это сопровождение дает возможность и ГАРАНТИЮ, что человек в свой первый возрастной период имеет ШАНС! Пока не окрепнет физическое тело, пока не распространятся силы эфирного тела, пока астральное тело не найдет СВОЮ ДОРОГУ, пока Я человека не рождено – Ангел – Хранитель рядом.
Следующие 20 лет такого близкого сопровождения нет; и это оправдано. Как писал Армен выше, надо Ангелу - Хранителю «…отходить от жесткого руководства, оставляя человеку все больше и больше свободы. Теперь эта свобода достигает также сферы чувств. В наше время значительно меньше вмешательства в человеческие чувства со стороны духовных существ, ангелов-хранителей…». Т.е. до 40 – 42 лет Человек строит СВОЙ ЗЕМНОЙ ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ, исходя из внутренней поребности и внутренних импульсов САМОСТОЯТЕЛЬНО!!! Вот она – свобода воли… Вот оно – НАСТОЯЩЕЕ...
И далее, с 42 лет, Ангел – Хранитель, вновь, приближается к сущностным оболочкам человека; вновь можно отметить СОПРОВОЖДЕНИЕ. И, если, к тому времени человек научился вслушиваться в мир и слушать себя, и слышать других – то и интуиции своего Ангела – Хранителя он услышит. Что и принесет человеку уверенность и радость. И тогда человек сможет осознать, что он строит свое БУДУЩЕЕ![/size]
Галина:
Продолжаем работать по лекции Армена Тыугу. Рассмотрим возможность СЛЫШАТЬ своего АНГЕЛА _ ХРАНИТЕЛЯ:
ЛОГИКА СЕРДЦА.
--- Цитировать --- ....И когда мы говорим, что обычная жизнь чувств уже не является тем руководителем, которому можно доверять, кому естественным образом можно доверять, потому что сюда могут проникнуть всякие влияния, как от других людей, так и от духовных существ, тогда необходимо какое-то чувство, которым можно было бы отличать истину от лжи, от неправды, узнавать, что в созвучии со мной самим, с моим жизненным планом.
Как это делать?
Для этого необходимо несколько шагов. Логика чувств учит, как избавляться от случайных эмоций, как проверить, какое чувство случайное, так сказать, проникло или подсажено через внешний мир чувств, и какое является созвучным с моим жизненным планом.
Первый шаг, как это проверить, следующий. Если мы попадаем в какую-то жизненную ситуацию, это сопровождается какой-то эмоциональной реакцией, которая может быть сильнее или слабее. Мы слышим и видим, что с нами случается, получаем первые впечатления. Человек, который живет обычной душевной жизнью, он говорит, что это оставило ему некоторые впечатления, приятные или неприятные. Следовательно, это дело либо хорошее, либо плохое. Но если знают ту тайну, что в наше время первое впечатление вовсе не обязательно является истиной, что больше невозможно на него опереться, тогда говорит душа: хорошо, я получила хорошее или плохое впечатление, - ну и что? Что дальше? Это уже не мерило, по которому я могу судить, решать, эта ситуация хорошая или плохая. Теперь душа должна первую эмоцию, так сказать, выделить, вытолкнуть, в некотором смысле сделать движение освобождения, избавиться от первой реакции. В некотором смысле, человек освобождается от своей персоны, от своей личности, потому что чувство истины - не его личное дело. Чувство истины - это нечто такое, что действует между мной и тем, что я воспринимаю. Я должен своим чувством истины воспринимать не собственную личность, но реальность, которая находится вне моей личности. Для этого обычному человеку необходимо отреагировать, выделить, сделать это движение выделения. То, что было внутри, должно теперь быть вовне.
Можно упражняться в том, чтобы смотреть на себя со стороны, научиться следить за своими чувствами со стороны, так, чтобы я их видел, но не сочувствовал бы самому себе, но видел бы так, как меня мог бы увидеть кто-то другой. Если удастся достигнуть такого внутреннего состояния, тогда, может быть, выделяют из себя именно то, что было бы в согласии с моим жизненным планом, вместе с водой выкидывают ребенка. Поскольку я не знаю, что это было, что я выкинул, поскольку я не уверен, что было правильно, что было неправильно, есть большая вероятность, что это так и произойдет. Как же это теперь установить? И что дальше? Это был первый шаг.
Второй шаг. Но затем замечают, что эта же ситуация теперь оставляет другое впечатление. Реакция изменилась. Уже не пробуждаются эмоции "нравится - не нравится", это уже не то, что принадлежит сфере симпатий и антипатий, но говорить начинает совсем другое чувство. Мы теперь чувствуем, что это значит, когда чувство нам что-то говорит: это нечто само собой разумеющееся. Если глаз видит фиолетовую стену, тогда рассудок не говорит, что это красное. Или если глаза говорят, что небо голубое, то это интуитивное, и это не нужно доказывать. Опыт чувств, в этом смысле, интуитивное действие, это постулат, оно не требует доказательств, оно прафеноменально.
То же самое - и с чувством истины. Это нечто прафеноменальное. Чувство истины может сказать: я смотрю одну ситуацию, и если личностная реакция замолкает, за этим следует другая реакция, которую надо научиться замечать. Если теперь пользоваться чувством, которое, например, говорит, что мое отношение к этой ситуации таково, что я вижу и чувствую в отношении этой ситуации чувство созвучия или чувство диссонанса - здесь есть другое качество: соответствие - несоответствие, гармония - диссонанс.
Созвучие невозможно видеть, созвучие слышат, гармонию слышат.
То же самое с диссонансом. В душе начинает духовно звучать, как бы, духовный слух. И духовный слух - это уже первый опыт чувства истины. Тогда можно сказать: я имею дело с ситуацией, в которой есть некоторые диссонансы. Диссонансы имеют последствия. Это означает, что если моя связь с какой-то ситуацией включает диссонанс, тогда у меня есть некоторые задачи по отношению к этой ситуации. Мне нужно найти, какую задачу мне нужно выполнить, чтобы диссонанс стал гармонией, соответствием, созвучием. Иначе говоря, чувство истины вначале дает диагноз реальной ситуации, и, опираясь на него, можно находить следующие шаги, чтобы в данной конкретной ситуации изменить диссонанс в гармонию, в соответствие, в созвучие.
Таким образом, мы видим, что мы имеем процесс, состоящий из нескольких шагов. И первым шагом надо попытаться выставить, выделить личные мнения, личные реакции. В сердце каждого человека Богом вложено чувство истины, но нужно научиться пользоваться им так, как мы пользуемся глазами или ушами. Глазами мы научились пользоваться в детстве и мы уже не помним этого. Но человек, который родился слепым и стал видящим, будучи взрослым, он может пережить, что зрение - это не само собой разумеющееся умение. Например, зрение пространственное, видение пространства - этому нужно научиться. Сначала видят только цвета и не отличают, что близко, что далеко, какую форму видят. Восприятие глубины приобретают только при воспитании зрения. Точно так же с чувством истины. Открытие его - это еще не означает, что все ясно и умеют им пользоваться, и далее. И этому надо научиться. Чем больше им пользуются, тем больше научаются слышать истину, - если слушать духовно, - научаются узнавать истину и ложь.
На этом пути есть еще одна проблема. А именно, когда ограничиваются только первым шагом, выделением, говоря себе: я выделяю свою личность, свою персону, потому что то, что она мне говорит, не обязательно то, что согласует меня с моим жизненным планом, поскольку личность является манипулируемой. Чувство истины - нет, но личность - да. Тогда мне нужно опереться на более глубокую суть, которая во мне содержится. Но на этом пути можно попасть в ситуацию, когда замечают, что суть молчит. Ничего не начинает звучать. Остаются в тишине.
Когда освобождаются от личности, персоны, после этого вовсе не само собой разумеющимся является, что сразу начинают что-то слышать. Очень легко может случиться, что остаешься один после того, как освободился от личности. Мир не говорит с тобой и личность тоже не говорит. Это чувство одиночества в ходе развития возникает у очень многих, которые достигли в отношении своей личности некоторой автономии и освободились от силы влияния антипатий и симпатий.
До тех пор, пока сопереживают всем своим эмоциям, чувствуют себя заполненными эмоциями. А что случится, когда произойдет отделение от эмоций, от чувств? Это не всегда является результатом упражнения, воспитания. В жизни человечества объективно возникает некоторое дистанцирование от некоторых своих чувств. Мы по отношению к своим чувствам уже находимся в другой позиции, чем ранее. Мы относимся к ним более эмпатично. И цена этого - переживание опыта одиночества.
Одиночества в том смысле, что то, что я нес в себе как внутреннюю жизнь, начинает отделяться от меня, и душу не обязательно заполняет что-то иное. Возникает пустое пространство. Это пустое пространство многие переживают, воспринимают, - даже дети, - как чувство одиночества. И они начинают искать, чем бы заполнить эту пустоту.
Чтобы перейти, чтобы преодолеть это, есть две возможности.
--- Конец цитаты ---
Галина:
Итак, что бы преодолеть чувство ПУСТОТЫ, внутреннее состояние пустоты:
--- Цитировать --- Чтобы перейти, чтобы преодолеть это, есть две возможности.
Одна возможность - это то, что я вначале описывал: научиться слышать чувство истины. Это нечто другое, чем переживание обычных симпатий и антипатий; в некотором смысле, это опыт связанный со слышанием.
Другая возможность, которую инстинктивно ищут для заполнения пустоты, она довольно простая: из внешнего мира ищут еще более сильные впечатления, которые произвели бы более мощные эмоции, и тогда пустое внутреннее пространство заполняется субстанциями, которые не соответствуют настоящим внутренним потребностям человека.
Человек некоторое время испытывает переживание или чувство заполнения, насыщения, но вскоре это начинает действовать как нездоровая пища, которая вкусна во рту, но через некоторое время в желудке становится горькой. Ее выплевывают, происходит рвота, и тогда ищут новое. И если это новое тоже - случайная еда, тогда процесс продолжается. Такой процесс может человека втянуть все глубже и глубже.
Первого опыта недостаточно, нужны все более сильные эмоции. Чем более переживают, тем более мощные переживания нужны далее. Это путь зависимости, когда требуются все более крепкие дозы, наркотики, это один из путей заполнения пустоты. Но зависимости могут быть и другие. Общее во всех зависимостях то, что пустоту заполняют переживаниями симпатий и антипатий. Но пустоту невозможно таким образом заполнить. Это не удовлетворяет. Чувство жажды по чему-то остается даже тогда, когда желудок заполнен, и то, что внутри, становится горьким.
Как избежать такого процесса? Чувство одиночества остается - человек доходит до Порога одиночества в любом случае. Важно то, как делать следующий шаг, чтобы преодолеть одиночество, не возвращаясь назад, а делая действительно следующий шаг вперед.
Ход мысли мог бы быть примерно таким.
- Я сначала боролся со своей личностью и выделил ее.
- Делаю движение, что я нечто из себя выделю, вытолкну.
Если спросить: против кого я боролся? - то ответ таков: в душевном мире есть одно существо, которое работает против нас. Когда мы хотим освободиться от какой-либо эмоции, оно хочет нам ее приклеить. Оно работает против того, чтобы человек освободился от своей личности. Оно человека делает личностью. Оно делает его эгоистом, который очень сильно чувствует свою личность. А других не чувствует в своей душе вообще, он не сопереживает другим. Этот усилитель эго, это существо, которого называют Люцифером или чертом (дьяволом), в Библии он появляется в истории грехопадения в виде змия, - это реальное существо, которое каждый может воспринять, когда он наблюдает за душевными процессами, и тогда он найдет, что он борется не со страхами, а с существом, которое страхи удерживает при нем. Настоящая борьба происходит не с эмоциями. Сами они не имеют склонности куда-то прилипать или приставать, если это свойство не производит некто другой, и этот некто другой - это духовное существо, это Люцифер.
Сильный человек может его победить и тогда может сказать: я был в состоянии вытолкнуть одну эмоцию, я в своей душевной борьбе был сильнее противника. Произошла маленькая битва с драконом, которая закончилась моей победой.
- Но тогда появляется еще один противник, которого тоже не видно. Это он создает чувство пустоты.
Возникает вопрос: если ты освободился от личности, где же ты? Ты теперь в пустоте будешь? Теперь у тебя нет ничего, весь остальной мир от тебя закрыт. То, что собственная личность молчит, это не означает, что сразу начинают сочувствовать другим душам. Это не так, это не само собой разумеющееся. Ты можешь просто остаться один. Это очень часто пугает людей, и они отшатываются от этого одиночества, от этой темноты, от переживания этой бездны, и начинают искать новые эмоции.
Но надо все-таки сказать, что на пути духовного развития невозможно избежать опыт переживания этого состояния разочарования, депрессии, когда еще предстоит проходить через Порог, перед которым стоишь один. В душевном мире для того, чтобы воспринимать душевный мир, духовный мир, теперь нужно сделать следующий шаг.
В душевном мире невозможно ничего воспринять, если нет способности душевного восприятия. Душевное восприятие - это означает отождествление с тем, что хотят воспринять. Глазами я могу видеть окружающих существ. Но если я хочу что-то чувствовать, и личных чувств во мне нет, то как, откуда еще я получил бы чувства, если не оттого, что я отождествляюсь с другим существом? Эту способность отождествления можно назвать способностью к любви.
Человек, так сказать, на некоторое время становится тем другим существом. Это требует большого усилия. Он сопереживает его внутренней жизни. У него внутренне возникает восприятие, познание той душевной жизни, с которой он отождествил себя. Тогда он может сказать: я теперь уже не в темноте. Мне открылся новый мир. Этот мир состоит из всевозможных переживаний. Все они являются сопереживаниями, сопереживаниями другим существам. В душевном мире сопереживают тому, с чем хотят контактировать. Там нет такой возможности контактировать, как в физическом мире, что один сидит на одном стуле, другой - на другом, и сопереживания нет, но есть беседа между собой. Там отождествление с другим существом - единственная возможность быть в контакте с другим существом, и как только это заканчивается, уже нет его в твоей душе, ничего не осталось.
Чтобы не остаться одному, есть единственный путь - это любить общество, способность соединиться, отождествиться с тем. с чем я хочу встретиться. Это означает любовь. С одной стороны, надо побороть самого себя, с другой стороны - надо научиться любить весь мир.
Против этого работает другое существо, которое не навязывает нам переживания окружающего внешнего мира, а наоборот, оттягивает их от нас, держит их в отдалении от нас. Мы должны тогда сделать совершенно противоположное движение - движение отождествления с кем-то. Мы должны нечто к себе притянуть, тогда мы получим переживание, как установление связи выражается в душевном мире, какой является жизнь мыслей и чувств другой души. Это означает жить в душевном мире. И против этого работает существо, которое мы называем Ариманом, духом тьмы.
Из первого описания было понятно, почему именно он - дух тьмы.
Первое существо - Люцифер, он - дух света, который делает нашу собственную личность слишком яркой, слишком сияющей, наши чувства ставит слишком близко к нам. Если мы, например, участвуем в какой-то беседе, тогда наши собственные мысли и чувства, они сияют, они ясные, мы их хорошо помним, а все остальное забылось и не сияет. Дух сияния, дух света делает одну часть из всего мира - собственную душевную часть человека - сияющей чрезмерно, он посылает туда сильный свет, и это делает из нас эгоистов: мы чрезвычайно сильно переживаем, кем мы являемся, мы переживаем свои чувства и свои мысли. Сильные переживания - это означает сильное излучение.
Другой дух работает наоборот. Он окутывает душевную жизнь других людей тьмой и не дает нам сопереживать тому, что происходит в душевном мире вокруг, вне нас, держа нас в отдалении от него, и таким образом он создает иллюзию материи. Если бы у нас было постоянное сопереживание других людей, если бы личность в нас не была бы такой яркой, тогда он бы не ослеплял бы нас в отношении окружающих других людей, личностей, которые тоже находятся в этом пространстве. Тогда мы не могли бы быть материалистами, мы бы сказали: здесь присутствуют физические тела и еще столько-то и столько-то душ, чьи чувства и мысли также можно переживать и познавать, я не связан только со своей душой.
Если человек говорит так, то он естественным образом живет также в душевном мире, как он живет во внешнем физическом.
Но если эту душевную часть оставить за темной стеной, тогда человек говорит: мысли и чувства - они внутри меня. А передо мной - материя, атомы, молекулы сидят, двигаются, говорят, что-то подчеркивают, - это доходит до меня, но то, что они чувствуют - это несущественно. Это важно лишь постольку, поскольку это меня касается. Они ведь могут что-то приятное предложить. А что другой действительно чувствует - это не столь важно.
Таков результат действия этих двух деятелей.
Обоих надо преодолеть и побороть.
Сначала того, который усиливает собственную личность, то есть, Люцифера,
а затем духа тьмы, Аримана,
которого невозможно напрямую видеть, потому что он оставляет часть мира в темноте.
--- Конец цитаты ---
Навигация
Перейти к полной версии