Антропософский форум > В потоках времени

Теон – София

<< < (3/7) > >>

Sergei:

--- Цитировать ---Трудно, необыкновенно трудно изведать духовные глубины индивидуальности Марии Штайнер. Сама она не проронила об этом ни единого слова.
Очевидцы рассказывают, что когда Рудольф Штайнер посещал Кёльн, то он неоднократно водил Марию Штайнер в церковь ап. Андрея, где находится гробница Альберта Великого, но она туда ходила неохотно. Однажды (об этом свидетельствует Елена Рёхлин, она была руководительницей антропософской ветви в Маннхайме) Рудольф Штайнер спросил Марию Штайнер: «Помните ли Вы о том, как мы действовали в то время?» - на что она ответила, отшучиваясь, поскольку такой разговор ее смущал: «Лишь совсем смутно»*.
*)     Рудольф Штайнер еще сказал: «А Вы тогда были моим учителем».
Нам довелось найти лишь одно свидетельство, напрямую говорящее о ее развитии в отношении сверхчувственного. Оно принадлежит Адольфу Аренсону, о котором мы уже упоминали. В открытом письме членам Общества он в октябре 1926 года рассказал о том, что одно время Рудольф Штайнер совершал возведение в градусы посвящения. Нас всех, пишет он, Рудольф Штайнер возвел символически и только Марию Штайнер - полноправно, «и именно так, что было указано на действительность, которая выходит за границы рождения и смерти».
Косвенно, но достаточно убедительно о сверхчувственном развитии Марии Штайнер говорит тот факт, что Рудольф Штайнер видел в ней едва ли не единственного человека, который вполне понимал его, понимал сущность и значение Антропософии. О том, чем это было для него, он пишет: «Ты понимаешь меня - и это дает мне силу, делает мои крылья свободными» (письмо от 12 апр. 1903). А в другом письме, написанном днем ранее известному теософу Хюббе-Шляй-дену, он сетует: «...мои, определенные посвященными указания, которые я изложил в Берлине, упали на неплодотворную почву и были поняты одной только фройляйн фон Сивере».
Но особенно значительным, говорящим об особой духовной высоте Марии Штайнер, является то, что Рудольф Штайнер написал ей 8 апреля 1908 г.: «Мне очень понравилось, как ты дала подействовать на себя нашим двум последним эзотерическим урокам. Верь мне, моя дорогая Мария, ты идешь вперед быстрее, чем, может быть, ты сама себе представляешь. Я с любовью думаю о Тебе... Ты для меня являешься священницей, когда смотришь в ответ на меня, с тех пор как я распознал Твою индивидуальность. Я дорожу Тобой в чистоте Твоей души, и только потому смею я быть преданным тебе. Мы живем друг с другом, потому что мы внутренне принадлежим друг другу, и мы всегда будем иметь право так относиться друг к другу, как мы это делаем теперь, если будем понимать, что наши личные отношения коренятся в святом служении духовной эволюции. Я знаю, что не посмеет прийти такой момент, когда этой святости мог бы быть нанесен хоть малейший вред».
Мы подчеркнули в письме некоторые места, чтобы направить внимание на то, что в дружбе и сотрудничестве этих двух людей мы имеем перед собой нечто, выходящее за пределы всех известных нам человеческих отношений. Это отношения людей, уже в XX веке живших в далеком будущем человечества.
И еще выделим один момент. Говоримое Рудольфом Штайнером никогда не было фразой. И если учесть, на какой духовной высоте стоял он сам, то какой же должна была быть другая индивидуальность, перед которой он склоняется в благоговении?
Если думать, что он «распознал» прошлое воплощение этой индивидуальности, то этого совершенно недостаточно. Вспомним, как он не раз говорил, что никто не должен в новой инкарнации величаться тем, чего он достиг в прошлой. Он говорит Марии Штайнер: «Я смею быть преданным Тебе» «в святом служении духовной эволюции» — эволюции мира, Вселенной1, должны добавить мы. О вселенском измерении индивидуальности идет тут речь.
--- Конец цитаты ---



Искусство сокровенного.

--- Цитировать ---После ухода Рудольфа Штайнера с физического плана Мария Штайнер по-прежнему, с полным напряжением сил продолжила издание его духовного наследия. Она опубликовала около 500 наименований различных книг и брошюр с лекциями Рудольфа Штайнера, а также переиздавала его книги. Вопроса о том, каких также и душевных трудов и мук ей это стоило, мы затрагивать не будем*.
*) Имеются все основания говорить о том, что она это наследие спасла. Но на какое время? — Этот вопрос остается необыкновенно актуальным и теперь. Правление Наследия фактически приостановило дальнейшее издание полного собрания лекций Рудольфа Штайнера, хотя остаются еще не изданными около 1000 лекций.
С уходом Рудольфа Штайнера закончилась фаза активной организационной деятельности Марии Штайнер, и у нее, несмотря на напряженную издательскую работу, появилось больше времени для так горячо любимого ею искусства. Во втором Гётеануме она устраивает грандиозные постановки Мистерий-Драм Рудольфа Штайнера, драматических произведений Альберта Штеффена, конечно — полного «Фауста», эвритмические представления, организует турне эвритмистов по Европе. Благодаря ей Антропософия в это время говорит с миром языком искусств.
Она ведет интенсивную работу с артистами, углубляя искусство рецитации, создает рецитирующий хор. Хор этот был совершенно удивительным феноменом. Он как бы вызывал явление одной человеческой души, но колоссально усиленной. Через хор словно бы вновь зазвучали великие Мистерии Эллады, где как раз через рецитацию жрецов к людям говорили боги. Хор много гастролировал по Европе, отклики в газетах на его выступления были восторженными. Например, в Кассельской «Нахрихтенблатт» один театральный критик писал: «Должен признаться, что как только хор начал говорить, по мне побежали мурашки. Возникает нечто очаровывающее, ослепительное, когда слышишь речь такого рода; возникает нечто не выразимое словами. За время, протекшее после предыдущего выступления, хор стал еще значительно лучше. Мне кажется, что им достигнута уже предельно возможная гармония и равновесие, ибо нельзя дать большую полнокровность произносимому слову, чем та, которую мы тут пережили». Журналист сетовал только на то, что при жаркой погоде зал был переполненным.
В Швейцарии на спектакли и концерты в Гётеанум приходили и приезжали целые классы школьников, солдаты. Да, Антропософия начала тогда через свои искусства выходить на широкий план европейской жизни.
Мария Штайнер не просто гениально, а в какой-то совершенно особенной, исключительной форме владела искусством рецитации. Она говорила: «Законы речеобразования совпадает с законом медитации (подч. нами. — Авт.)». Каждое слово человеческой речи не только выражает содержание представления, но является душевным существом. Существо же постижимо в его жесте, который всегда является волевым откровением души.
В феномене искусства, учила она своих студентов, мы освобождаемся от представлений и непосредственно воспринимаем позицию, «осанку» души. Жестом является каждая звучащая буква, слог, слово, фраза. Они суть элементы творящей силы Логоса. Логос является Духом языка. Чтобы дать ему звучать, нужно освободить гортань, держать ее открытой, как это делают певчие птицы. Тогда планетарные колебания могут зазвучать через нее. В речи на колебаниях ритма, через образы звучащих букв Я может вступить в свет мирового эфира. «Учитесь думать дыханием», - призывала она. Сделайте мозг пустым, легкие пустыми, гортань пустой. Это должно быть своего рода жертвой. Она освободит слово от окостенения и сделает его живым, а человека — сознательным инструментом речи. В будущем на пути формирования речи откроют тайну слова и звука. Это произойдет в следующей культурной эпохе.
Один из учеников свидетельствует: «Весь метод художественного формирования речи Марии Штайнер имел целью пробудить новое сознание вне тела». Она разбивала нам повседневное «я», чтобы освободить Я высшее. - Иными словами, ученичество у Марии Штайнер было, фактически, прохождением пути посвящения, даже если особенно далеко идущих задач она при этом и не ставила. Ибо ситуация после ухода Рудольфа Штайнера сильно изменилась. Мария Штайнер говорила: «Моя задача - создать подступ к медитации». Однако именно первые ступени на пути посвящения являются особенно трудными. Поэтому те, кто хотел и мог работать с Марией Штайнер, должны были быть в состоянии, так сказать, «умирать и становиться». А для этого нужно было работать до изнеможения. Выносить такую работу и переживать от нее высшее удовлетворение можно было, лишь найдя отношение к реальному явлению в ней духа. Кто оставался снаружи, те уходили, и порой - с раздражением.
Русский эмигрант первой волны, артист Илья Дуван, ставший учеником Марии Штайнер, рассказывает такой случай. Был в их группе студентов один экстремальный холерик. Он не выдержал «тягот» обучения и однажды громко, грубо, с вызовом заявил, что не желает больше здесь оставаться и, хлопнув громко дверью, ушел. Мы, говорит Дуван, стояли бездыханные, и вдруг Мария Штайнер произнесла: «М-да, за такого я бы никогда не вышла замуж». Мы покатились со смеху, ибо нужно представить себе, что это сказала женщина, внушавшая благоговение и неприступная в манере держать себя.
Те, кого не погребал под собой их собственный мелкий эгоизм, кто мог как свободная индивидуальность в своем искреннем стремлении к духу выступать навстречу Марии Штайнер, те были в состоянии почувствовать одновременно с ее земной человечностью и ее космичность. Такие видели в ней неисчерпаемую силу позитивности, способность в любых условиях стряхнуть гнетущую реальность жизни и строить на добром безграничном доверии к духу.
Такие люди были способны переживать также и то, как в ее искусстве дух, так сказать, являл себя «без покровов», чувственно воспринимаемым образом, видимо для физических глаз. Дадим опять слово Илье Дувану. Мне довелось наблюдать, пишет он в своих воспоминаниях о Марии Штайнер, стоя на сцене сбоку и совсем близко, рецитацию Марии Штайнер. «Это опять-таки было что-то поражающее, озадачивающее, впечатляющее: согласные, гласные из пространства прилетели на уста говорившей и, едва коснувшись их, вновь улетали в пространство с полной силой и благородством формы! Они были почти видимы физически.
А тот факт, что Мария Штайнер была при этом совершенно спокойной, как бы и не затронутой этим, несмотря на сильное дыхание и напряжение, дополнял чудо».
--- Конец цитаты ---



Карма

--- Цитировать ---Фред Пёппиг, посетивший Марию Штайнер уже в самом конце ее жизни, когда она жила в Беатенберге, расположенном на горе возле озера Тун, с целью получить от нее помощь в изучении роли, которую он должен был играть в Мистерии-Драме Рудольфа Штайнера, потом писал: «И хотя ее голос уже не имел физической силы, она владела полнотой духовной субстанции и жизни. Возникало впечатление, что из эфирного космоса она извлекает эфирные потоки духовной жизни, которые, будучи несомыми огнем воли, изливаются в пространство, разбивая все земные стены; и человек, захваченный ими, уносился в дали мерцающего светового круга. О, какая мощь драматического жеста еще живет в этом уже угасающем голосе! Какая боль дрожит в нем, словно разбивая судьбу, при словах: «О, человек, познай себя!»»
Некоторые из скептиков, желающих принизить индивидуальность Марии Штайнер, заявляют: да, она была гениальной артисткой, но плохим педагогом. - На филистерский взгляд, пожалуй, плохим. Филистеров вообще очень трудно воодушевить высшим, и уж совсем непостижимо для них, что «педагог» тот был одновременно и иерофантом нового типа, когда отношение между учеником и учителем строятся только на свободном уважении и доверии.
Всё в существе Марии Штайнер было устремлено к высшему, и совершенно необыкновенным образом. Свидетель нам — опять Илья Дуван: «Если среди учеников возникало беспокойство, вспыхивали эмоции, раздоры, то она стояла словно скала в море. ... Из этого могучего «камня» возвышался лик, сила излучения которого была столь интенсивной, который был окутан такой энергией, невидимым аурическим покровом, что требовалось из всех сил напрягать внимание, обострять зрение, чтобы Марию Штайнер действительно точно видеть физически.
И в то же время, это лицо было детским, необыкновенно чутким, оно реагировало на мельчайшее спонтанно и открыто, так что, говоря с ним всегда можно было сразу видеть, как сказанное тобой воспринимается им. Синева глаз как бы всё вновь постоянно рождалась изнутри как вспыхивавшее волнами сияние. Да, это был видимый физическими глазами дух!»
На всю жизнь сохранил Дуван пережитые им в работе с Марией Штайнер явления подлинного чуда, и большая удача для нас, что этот русский артист не забыл записать свои переживания. Вот еще одно из них: «...ее истинная индивидуальность свободно открывалась в ее работе, в гениальных часах преподавания и пронизанных духом репетициях. ... Мне открылось: это сверхбольшое измерение истинно человеческого переживания, потрясающая полнота нюансировки, захватывающая искренность, душевность и сила мне доселе неведомой душевной глубины. — Человек во всем его душевном величии стоял передо мной. Как могла эта женщина такое выносить, не говоря уже о том, что бы еще и осуществлять, формировать? Одно было ясно: еще невиданная, неслыханная художественная и человеческая правда была здесь»*.
Еще в самом начале XX в. в библиотеке у графа Брокдорфа с Марией фон Сивере встретилась одна женщина, которую звали Текла фон Реден**. В 1935 г. она писала в своих воспоминаниях о том, как уже тогда Рудольф Штайнер среди заблуждений, в которых плутало Теософское Общество, пролагал путь к подлинной Теософии, во все времена неразрывно связанной с развитием рода человеческого; и в этих воспоминаниях она говорит о значении встречи Марии фон Сивере с Рудольфом Штайнером следующее: «Взметнувшейся вверх из глубочайшего источника судьбой, что часто ошибочно называют случаем, было вызвано появление Марии фон Сивере как слушательницы на тех лекциях, вскоре ставшей понимающей, никогда не отступающей, безотказной, неутомимой спутницей, активной, деятельной помощницей в духовном труде. — Ей при этом, конечно, пришлось ступить на тот же тернистый путь, которым вынужден был идти Рудольф Штайнер. Но ею это было сделано как знак Теон-Со-фии, с тою же (что и у Рудольфа Штайнера) никогда не надламывающейся духовной силой!»
*)     Ilja Duwan, Spachgestaltung und Schauspielkunst. Verl. am Goetheanum, 1990, S. 13.
**)    О ней рассказала в своих воспоминаниях Татьяна Киселева. Maria Steiner-von Sivers im Zeugnis von Tatiana Kisseleff u.a....» Verl. Die Pforte. Basel, 1984.
Понятие Теон-Софии мы встречаем у an. Павла в 1-м послании к коринфянам. Если то место перевести правильно, то оно звучит так:«... возвещаемое нами является также и мудростью, а именно той мудростью, которая живет в кругу посвященных. ... Высказываемое нами является Theon-Sophia (Божественной премудростью Мистерий — mysterion), которая жила в тайне после того, как Божественной Основой мира она была учреждена уже прежде всех кругооборотов времен, дабы (некогда) быть открытой нам.
Ни один из вождей настоящего времени не ведает об этой мудрости. А если бы они ведали, то не прибили бы ко кресту Того, Кто является Господом откровения» (1. Кор. 2, 7—8).
--- Конец цитаты ---
Бондарев Макрокосм и микрокосм

Sergei:

--- Цитировать ---Овеянная Жизнедухом Христа, Теон-София нисходит к людям. Низошла она и в Антропософии. Собственно говоря, Антропо-Со-фия — это и есть явление Теон-Софии среди людей. И вопрос состоит лишь в том, была ли она в этом случае персонифицирована отдельной земной личностью?
Мы считаем, что была. Ничего не зная о переживаниях Теклы фон Реден, Андрей Белый писал, уже живя в России, в своем «тайном дневнике» о Марии Штайнер: «...образ ее был для меня символом Софии».
Ну а нам остается лишь высказать вслух то, что созрело у целого ряда наиболее серьезных антропософов, имевших счастье знать Марию Штайнер, даже работать с нею или близко чувствовать ее, переживая плоды развиваемого ею искусства. Они не сделали этого, поскольку были разбросаны во времени и в пространстве. А кроме того, требовалось время, чтобы окончательно убедиться в этом.
Нам, конечно, легко тут возразить, легко упрекнуть нас в нарушении золотого правила оккультизма, и нам на такой упрек нечего ответить, кроме одного, что из всех правил бывают исключения. И одно дело — легко бросаться направо и налево измышленными сенсациями, отгадывая перевоплощения, и другое — десятилетиями вживаясь не только в содержание, но и в дух Антропософии, в полный трагизма процесс ее вхождения в мир, стремясь постигнуть дух и душу ее творцов, изучив впечатления и мнения их современников, наконец, десятилетия посвятив изучению закономерных связей вещей чувственно-сверхчувственной реальности, — сделать этот вывод, который феномену Антропософии дает новую полноту и завершенность.
Да, через Марию Штайнер Само Существо Теон-Софии низошло на землю и жило среди нас, чтобы Самому служить человеку, который давал людям знание о Ней, который оказался в силах взять на себя миссию принести людям Ее откровение. Это не было человеческой инкарнацией Софии, но не было и просто инспирацией. Инспирирован Ею был Рудольф Штайнер. А это было инкорпорацией, тем, что в традиционном оккультизме называется аватаром. В этом случае человеческое существо остается со своим Я и действует исходя из него, но его индивидуальная аура наполнена большим сверхчувственным существом, простирающимся в дали космоса. Космическое существо через такого человека изливает свои силы в мир людей, и все действия этого человека получают тогда, естественно, иной, космический смысл. Понять это, если чувства грубы, бывает сложно. Но что говорить об аватаре, если и Христа многие не смогли распознать.
Многие были не способны правильно переживать существо Марии Штайнер. И можно понять — почему. Даже вживаясь в ее фотографии, можно почувствовать, что ее лицо — словно бы некоего рода окно, одушевленное окно в иную реальность, сквозь которое на каждого отдельного человека смотрит Божественный Дух; мы подчеркиваем: не индивидуальность Марии Штайнер, — она только оказалась способной на то, что через нее смог глядеть в мир Божественный Дух;
способной благодаря своей самоотверженности, жертвенности, бес-самостности и другим высоким качествам.
В том, как этот Дух из ее глаз смотрит на нас, нет осуждения, но нет и потакания всему низменному в нас. А такого взгляда большинство людей выносить не может. Если от него нельзя убежать, то человек способен на многое, чтобы его для себя затмить; прежде всего, конечно, убедить себя, что все люди есть только люди и он сам не хуже других.
Во взгляде Марии Штайнер было многое от того, что выражается во взгляде Архангела Михаэля на человека, как это описывает Рудольф Штайнер. Когда Михаэль «подступает к человеку, то приходит с отчетливым отказом многому в человеке, с чем тот сегодня живет на земле» (ИПН. 223а, 13.1.1924). Но Михаэль не отталкивает от себя. Он лишь не принимает всего унаследованного, животного и т.п. Он хочет показать, что это неприемлемо для духовного мира. Но что человек приносит в любви и свободе, то встречает у Михаэля понимающий взгляд, который ему говорит, что это правомерно с точки зрения космоса (Ibid.).
Нечто от этого взгляда можно пережить, повторяем, всматриваясь даже в фотографии (но хорошего качества) Марии Штайнер. И можно почувствовать, что ее взгляд действует на душу очищающее.
Но «отказ многому», читаемый в ее взгляде, был многим невыносим. Ведь люди и Христа часто представляют себе потакающим всем их слабостям.
Мария Штайнер была некоего рода «пробным камнем», «лакмусовой бумажкой», выявлявшей меру искренней преданности человека Духу. Для одних это был дар, для других — несчастье, что Антропософия так реально и непосредственно предстала перед ними.
Сама Мария Штайнер не думала, а может быть, и не знала о том, как ее облик, ее взгляд действуют на людей, не знала о том безграничном, что через нее входило в мир. Зато тем совершеннее было излияние духа, тот взгляд космической совести, обращенный на человека.
Не следует удивляться и тому, что Божественная София так непосредственно поставила Себя на служение Рудольфу Штайнеру. То же самое сделал и Архангел Михаэль. Только не нужно понимать это тривиально, как сделал ап. Петр в сцене омовения ног. Высшее всегда склоняется перед низшим, чтобы поднять его на свою высоту.
Человеко-София не могла явиться только лишь как учение, поскольку она объемлет собой как чувственную, так и сверхчувственную части единой реальности. Являя Себя в Антропософии лишь в виде учения, Теон-София открыла бы лишь часть истины. А вся истина — Она Сама.*
Фрэд Пёппиг совершенно правильно распознал это. В его воспоминаниях мы находим три принципа, из соединения которых и родился феномен Марии-Теон-Софии. Принципы эти суть следующие.
1) «Она воплощала новый тип человека: не родовое существо, а всё вновь творящего себя из эфирного источника обновления Я-человека».
2) «В этой женщине жила пра-субстанция Антропософского Движения».
3) «...строение первого Гётеанума — это глубоко вписанная в пространство жизнь Марии Штайнер. Без нее оно невозможно». Гётеанум — это ее дом, дом Софии, и дом тот есть человек.**
*) Тут можно подумать еще о том, как воцерковленный люд относится к иконе Св. Софии. Он ее почитает, но как-то совсем безличностно, условно, не вглядываясь, не вчувствуясь в нее. При более внимательном наблюдении можно даже заметить, что ее изображение вызывает у людей некоего рода инстинктивный страх. Стоит сравнить, как люди переживают все другие иконописные лики, с тем, пусть не осознаваемым, но скорее отторжением, чем принятием образа Софии. У верующих уже выработалось отношение к лику Христа, Богоматери, Бога Отца, а вот Дух Святой — это «голубь» или... да, эта странная София, восседающая на троне Самого Христа. Понимания Ее в церкви нет, а из Антропософии его брать не хотят.
**) Fred Poeppig, Marie Steiner. Ein Leben im Dienst der Wiedergeburt des WorteS. Lohengrin-Verlag, 1990, S. 15, 23, 67.
--- Конец цитаты ---



Лешек Форчек Омовение ног – святые голуби

--- Цитировать ---Мария Яковлевна Штайнер умерла в один из дней Рождества, 27 декабря 1948 года, в три часа двадцать минут утра. Женщина, находившаяся в это время при ней позже записала: «Около двух часов мне стало ясно, что г-жа д-р Штайнер* покидает эту землю. Снаружи было на редкость чистое звездное небо; погода была такая мягкая, что хотелось выйти на улицу, и было такое чувство, что природа вовне сопереживает происходящее внутри помещения».
«Когда наступил момент смерти, возникло глубокое, незабываемое переживание от созерцания того, как изменялись смертные покровы г-жи доктор. В них выразилось что-то пра-могущественное, неописуемая возвышенность, величие и в то же время — непреклонная серьезность и строгость. Затем это сменилось царственным милосердием и девственной нежностью»**. Другая женщина, бывшая при том и понимавшая по-русски, слышала, что последними словами Марии Штайнер, сказанными по-русски, были:
«Придите все».
•)     На Западе принято так именовать жену, в соответствие с научным статусом мужа.
**)    Maria Steiner, Briefe und Dokumente. Privatdruck. Dornach, 1981, S. 367.
--- Конец цитаты ---
Бондарев Макрокосм и микрокосм

Sergei:

--- Цитировать ---Вся деятельность Марии Штайнер на ниве художественного творчества и служения искусству была напряженным стремлением вновь обрести «потерянное слово», на поиск которого человечество по-настоящему отправилось лишь после нисхождения на Землю Антропософии. Это еще одна из причин того, почему Теон-София стала человеком. Обретение человеком потерянного слова, которым он творился и будет твориться, — это высший акт творящей деятельности мировой Идеи на этапе перехода эволюции восхождения, идущей путем нисхождения, к эволюции чистого восхождения. Этот акт она может совершить только через живущего на земле человека, как воскресение плоти было возможно только через вочеловечение Бога.
Именно такой, колоссальный смысл носила работа Марии Штайнер со звучащим словом. И грубую ошибку совершает всякий, думающий, что это было лишь приятным дополнением к содержанию Духовной науки. Когда мы от познания переходим в Антропософии к искусству, то это означает для нас духовное восхождение, если, естественно, мы на него способны*.
Что это означает: «обрести потерянное слово»? Мы знаем, что Логос, духовно звучащее Слово Бога есть Творец всего сущего. И как космическая панинтеллигенция Михаэля низошла, раздробившись, в отдельных людей, стала в них интеллектом, так Мировое Слово низошло в отдельных людей и стало в них даром речи. Как интеллигенция, так и Слово стали в человеке тенеподобными, но зато дали ему возможность обрести самосознание. Однако человек обязан вновь вознести их к их Божественному источнику, к их Божественной Сущности. Как в мышлении человек, меняя форму сознания, вносит в него жизнь, т.е. придает ему характер космичности, так и слово должно в устах человека стать снова непосредственно творящим, т.е. порождающим. Уже через несколько тысячелетий появятся люди, способные белой магией звучащего слова порождать других людей, творить в тонкой вещественности Земли физические тела для идущих к воплощению душ. В духе задач этого будущего должны развиваться храмовые по сути виды искусства, импульс к становлению которых дал Рудольф Штайнер. Внутренне - это процесс посвящения, который далее внешне выходит на широкий социальный план, ибо теперь встала проблема высшего развития уже не избранных, а буквально всех людей. Такова главная особенность Мистерии Михаэля, воплотившейся в Мистерии Антропософии.
Рудольф Штайнер дал земно-человеческое выражение Божественной Мудрости, ведущей ко Христу. И он создал форму, в которой Сама Человеко-София смогла стать осуществительницей метода такого восхождения в его особенно высокой форме: в искусстве слова. Так начал замыкаться великий круг: «Вначале было Слово», потом оно стало мыслью, и вот, живая мысль вновь возносится к Слову. И это совершенно правильно, когда говорят, что без Марии Штайнер земная судьба Антропософии могла бы и не сложиться. Поэтому изначально, еще в сфере духа, в миссию Рудольфа Штайнера как ее составная часть была включена и миссия Марии Штайнер, и, разумеется, и миссия Иты Вегман. Большая роль при этом была уделена и ряду других душ. И именно с этой точки зрения следует понимать их жизненный путь.
*) И невообразимым злом являются все попытки «модернизировать» постановки Мистерий-Драм, низводить художественные импульсы Гётеанума на уровень обыденщины и т.п.
--- Конец цитаты ---



Лешек Форчек Омовение ног  (Пётр)

--- Цитировать ---После всего рассмотренного нами кто-то может спросить: если такие мощные силы причастны к феномену Антропософии, то почему ее импульс удалось так основательно ограничить и задержать? Почему не удалось до конца основать на земле центр ее Мистерии?
Это произошло по вине людей. Тут нужно только повторить, что в эпоху обретения человеком свободы воли, ему самому боги передают право определять свою судьбу. А сделать он это должен, не потакая предрассудкам, не ввергая себя ни в какие групповые формы сознания, не творя произвол, вырывающийся наружу из его низшей, не очищенной природы, и т.д. Он должен сам свободно, исходя из понимания, направлять свою судьбу в духе высших законов развития.
И когда теперь из духа к людям приходят высокие импульсы, то их судьба зависит от того, насколько люди поймут их и захотят изменить себя. А изменить себя трудно в силу чрезвычайно сложной, многоуровневой эволюционно обусловленной двойственности челосущества. Эта двойственность пронизывает и его тело, и душу, и дух. В силах наследственности в каждом человеке продолжается борьба между женским и мужским началами, между авелевым и каиновым началами. Эта борьба входит в душу и усиливается там противоречием между дионисийским и аполлонистическим типами личности. Наконец, духовному единству мешает односторонняя предрасположенность к аристотелевской или платоновской ориентации мировоззрения, которым формируется также и характер души.
Двойственностью человеческого существа пользуются духи тьмы и творят многообразные формы социального и духовного закабаления людей. По-настоящему освободить себя от всякой кабалы способна только личность, приходящая к своему подлинному единству. Таких личностей в то время, когда Рудольф Штайнер действовал на земле, оказалось очень мало. Их оказалось «мало», так сказать, не в силу всемирно-исторической и даже космической обусловленности. В этом смысле их было даже много — душ, подготовленных их кармой в ходе не одного, а даже ряда воплощений к тому, чтобы способствовать развитию импульса Антропософии. Но слишком суровым оказался «железный век» материалистической цивилизации. По своей бездуховности, по своей подавляющей ариманической власти его нельзя сравнить ни с одной эпохой прошлого земли.
При этом в эпоху свободы развития душой в прошлом предрасположенность к большой духовной работе не может стать предопределением. В новой эпохе душе, пришедшей на Землю, нужно решать совсем новые и трудные задачи своего дальнейшего развития, соединять все противоположности, действием которых она индивидуализировалось в прошлом, и возводить в себе всеединство. На такое оказались способными не многие даже из тех, кто подошел к Антропософии. И их нужно понять, чтобы и их отрицательный опыт пошел на пользу тем, кто и теперь решает в себе, по сути, их же задачи.
Бросим еще раз беглый взгляд на духовное и историческое развитие человечества. Мы видим, что потомки Каина взяли на себя труд возделывать и преображать землю. Этой работой заняты, конечно, и авелиты, но они подходят к ней в большей мере со стороны небесного. Они односторонне сакрализируют земной труд человека. Нужно же гармонично соединять земное и небесное. Эта задача стала особенно актуальной с началом XX века.
Каиниты совершили большой труд, направленный на преображение мира неорганического, и возвели этот труд в «королевское искусство». А теперь перед ними встала задача развить новое королевское искусство, - искусство работы с органическим, живым. По этой причине первое слово и в социальной, и в научной, и в культурной жизни в новое время оказалось за ними. Поэтому Антропософия и каиниты в первую очередь пошли навстречу друг к другу. И Теон-София склонилась к ним. Она явила им ключ к тайне потерянного слова. Но они ее не поняли. Они не поняли Гётеанума, не поняли судьбоносности Рождественского Собрания 1923/24 гг.* Не поняли, конечно, этого и авелиты.**
Поэтому после ухода Рудольфа Штайнера уже наметившийся синтез духовных течений превратился в свою противоположность: в борьбу двух начал.
Произошло нечто парадоксальное. Между каинитами и авелитами возникла борьба за принятие Антропософии, но не в духовном смысле - тут свободы хватает для всех, - а в смысле административном. В ходе XX столетия внешне победили в ней каиниты. И нужно понять этот парадокс во всей его трагической глубине: каиниты «приняли» Антропософию в свое административное управление ею! Новое вино влили в старые-престарые мехи. Они расползаются по всем швам, и истинная Антропософия как духовная субстанция утекает неизвестно куда, туда, где о ней всерьез позаботиться некому. Оттого безнадежность в нынешнем мире только возрастает.
Каиниты вместо того, чтобы аристотелизму давать мистериальное выражение, соединяя его в себе с обновленным платонизмом, противостали течению платоников. Они начали управлять Антропософией административно. А в среде авелитов на каждом шагу наталкиваешься на католическое лобби.
Масонство в последние столетия выхолостило свое содержание. Его высокие градусы посвящения стоят пустыми, как ничем не заполненные оболочки. И нет никого, кто бы был способен их заполнить. В железный век материализма, эгоизма и отчуждения живем мы все, в век невиданного штурма неба силами тьмы. В таких условиях опираться нужно не на старое - оно закатывается, умирает, а только на новое. Благо оно есть. Но только: «никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царства Божия»\ (Лк. 9, 62).
Однако где они теперь, — не озирающиеся? Тревожно становится в мире.
*) Утверждая это, мы опираемся не на слухи, а на факты. Но при этом не в критике заключается дело, а в печальных фактах. Мы берем, например, признания, сделанные самой Итой Вегман в ее записных книжках. Они теперь опубликованы; см. Ita Wegmann, Erinnerangen an Rudolf Steiner. Verlag des Ita Wegmann Institut. 2009, кар. 2,3; S 95 u.a.
**) И те и другие пытаются это наверстать в начале XXI века, на то, как они это делают, оказывается коррумпированной оккультно-политической борьбой от начала до конца.

--- Конец цитаты ---
Бондарев Макрокосм и микрокосм

Sergei:

--- Цитата: Sergei от 13 Нояб. 2011, 16:41:00 ---
--- Цитировать ---Вся деятельность Марии Штайнер на ниве художественного творчества и служения искусству была напряженным стремлением вновь обрести «потерянное слово», на поиск которого человечество по-настоящему отправилось лишь после нисхождения на Землю Антропософии. Это еще одна из причин того, почему Теон-София стала человеком. Обретение человеком потерянного слова, которым он творился и будет твориться, — это высший акт творящей деятельности мировой Идеи на этапе перехода эволюции восхождения, идущей путем нисхождения, к эволюции чистого восхождения. Этот акт она может совершить только через живущего на земле человека, как воскресение плоти было возможно только через вочеловечение Бога.
Именно такой, колоссальный смысл носила работа Марии Штайнер со звучащим словом. И грубую ошибку совершает всякий, думающий, что это было лишь приятным дополнением к содержанию Духовной науки. Когда мы от познания переходим в Антропософии к искусству, то это означает для нас духовное восхождение, если, естественно, мы на него способны*.
Что это означает: «обрести потерянное слово»? Мы знаем, что Логос, духовно звучащее Слово Бога есть Творец всего сущего. И как космическая панинтеллигенция Михаэля низошла, раздробившись, в отдельных людей, стала в них интеллектом, так Мировое Слово низошло в отдельных людей и стало в них даром речи. Как интеллигенция, так и Слово стали в человеке тенеподобными, но зато дали ему возможность обрести самосознание. Однако человек обязан вновь вознести их к их Божественному источнику, к их Божественной Сущности. Как в мышлении человек, меняя форму сознания, вносит в него жизнь, т.е. придает ему характер космичности, так и слово должно в устах человека стать снова непосредственно творящим, т.е. порождающим. Уже через несколько тысячелетий появятся люди, способные белой магией звучащего слова порождать других людей, творить в тонкой вещественности Земли физические тела для идущих к воплощению душ. В духе задач этого будущего должны развиваться храмовые по сути виды искусства, импульс к становлению которых дал Рудольф Штайнер. Внутренне - это процесс посвящения, который далее внешне выходит на широкий социальный план, ибо теперь встала проблема высшего развития уже не избранных, а буквально всех людей. Такова главная особенность Мистерии Михаэля, воплотившейся в Мистерии Антропософии.
Рудольф Штайнер дал земно-человеческое выражение Божественной Мудрости, ведущей ко Христу. И он создал форму, в которой Сама Человеко-София смогла стать осуществительницей метода такого восхождения в его особенно высокой форме: в искусстве слова. Так начал замыкаться великий круг: «Вначале было Слово», потом оно стало мыслью, и вот, живая мысль вновь возносится к Слову. И это совершенно правильно, когда говорят, что без Марии Штайнер земная судьба Антропософии могла бы и не сложиться. Поэтому изначально, еще в сфере духа, в миссию Рудольфа Штайнера как ее составная часть была включена и миссия Марии Штайнер, и, разумеется, и миссия Иты Вегман. Большая роль при этом была уделена и ряду других душ. И именно с этой точки зрения следует понимать их жизненный путь.
*) И невообразимым злом являются все попытки «модернизировать» постановки Мистерий-Драм, низводить художественные импульсы Гётеанума на уровень обыденщины и т.п.
--- Конец цитаты ---
Бондарев Макрокосм и микрокосм

--- Конец цитаты ---



Подготовка воплощения Angelis

--- Цитировать ---46. Хираму-Абифу было сказано, что у него родится сын, о котором он не будет знать и от которого произойдeт новый род людей. Это будет не что иное, как новое объединение в будущем обоих полов в один. "Древнюю женскую культуру сменит мужская. Женское как физический облик отомрeт. И мужское должно будет иметь в себе силу производить индивидуума из самого себя. ... Когда человек достигнет силы так развить свою гортань, чтобы слово стало творящим, чтобы словом человек мог производить себе подобного, тогда вся продуктивная сила перейдeт к мужскому роду. Тогда к человеку перейдeт то, что некогда было создано благодаря богам. Когда было потеряно слово? — Когда возникли два пола. Оно погребено, спрятано. Сыновья Каина имели его лишь у своего праотца. Хирам-Абиф должен был, по меньшей мере, получить о том пророчество. Но вскоре после того он был убит.
     Слово погребено, но оно здесь. Если бы оно не было погребено, то человек был бы самотворящим, как Элоим. Поэтому "слово" в масонстве является не истинным, а ложным "словом". Истинное слово сокрыто. Десять заповедей вырезаны на камне, который содержит истинное слово. Что такое десять заповедей? — Это законы нравственного мирового порядка. Они поддерживают внешние отношения, какими они являются теперь под влиянием людей двух полов. Нужда в этих заповедях отпадeт, когда не станет двух полов. Нынешний же человеческий строй возник под влиянием двух полов.
     Так мы имеем в масонстве хранителей памяти о потерянном слове, которое должно быть обретено теми, кто работают как масоны, и оно будет обретено тогда, когда пассивная мужская мудрость в самой себе пробудит активность. Поэтому масон говорит: всe, что не происходит из распространeнной в мире науки, произошло от женского жреческого господства древних времeн. Мы больше не хотим преодолевать этого, но мы хотим образовать новую спираль бытия; мы должны сами мужскому, каинову знанию дать интуицию. Это было бы невозможно сделать, если бы мужчине была дана сила благодаря тому, что женщина стала бы соучастницей в познании тайны. В тот момент, когда это было бы сказано перед женщинами, всe в целом должно было бы утратить свою действенность.
     Таким образом, существовала необходимость не включать женский пол в масонство. Это связано с тем, что орган слова связан с полом, с сексуальностью. Потому-то мужчина претерпевает мутацию голоса с половой зрелостью. Эта мутация выражает не что иное, как древнюю сопринадлежность органа речи и органа пола. Вы также поймeте, что говорит масон: вообще лишь мужчина призван к тому, чтобы произнести потерянное слово и излить его вовне; только по-мужски построенная гортань в состоянии сказать и понять то, что может быть достигнуто через потерянное слово. Если мы понимаем это так, то становится понятным, что женщине не позволено новое произвести устами. — Комично слушать учeных людей, когда они объясняют отказ женщинам в приeме в ложи тем, что они сплетничают. — Женская гортань осталась как рудимент. Мужская гортань преобразуется в орган будущего.
     Как видите, дело заключается в глубоких и значительных взаимосвязях, и выражение "каменщик" можно взять в буквальном смысле. Поэтому во времена Греции и Рима каменщики были строителями того, что выражало собой прекрасное: собор, храм.
     Дело обстоит ещe и так, что, естественно, часть того, что было произведено через объединения масонов, должно было быть воспринято древней жреческой мудростью. Так вы имеете здесь смешение женской мудрости и мужских устремлений. По сути говоря, тайна масонства ещe не открыта, еe нельзя выдать, еe ещe нет здесь. Она представляет собой то, что будет высказано, когда слову станет внутренне присуща сила воспроизводства".
     Ещe в XVIII веке оккультисты среди масонства говорили о подобных вещах, но затем сознание их, с потерей связи с внешним миром, было утрачено. "Но при этом должно быть ясно, что всe существующее в масонстве как символы произошло от древней жреческой мудрости, и содержащееся в символах ещe должно выступить наружу. Собственно женская мудрость постепенно потерялась совсем. Поэтому и исчезли т.наз. высокие градусы, хранители женской мудрости. Осталось лишь то, что называют Иоанновым масонством, которое занимается лишь светскими вещами и лишь в них кое-что понимает. И это, опять-таки, совершенно естественно, ибо, ведь, с развитием материализма жреческая мудрость должна быть утеряна. И что теперь должно произойти? Древняя мудрость ушла. Мы должны жить во внешнем. Что следует из этого? Из этого следует, что снова должно прийти некое улучшение, когда явится мудрость, которая стоит вне пола, которая больше не связана ни с женской, ни с мужской мудростью, ни с женской библейностью, ни с мужской храмовой легендой. И эту мудрость мы встречаем в Антропософии. В этой мудрости понимают себя оба пола. Здесь в женщине работает мужчина, который находится в ней, а в мужчине работает то, что, опять-таки, является внеполовым. Здесь в познании встречается высший план мужского и женского. Поэтому вполне естественно, что оккультные основы принесены как масонство, а теперь должно быть сделано новое начало. Это есть то, что называют спиралью. Так свиваются вещи в наше время. Так должны мы мыслить переход одного в другое. Поэтому Антропософия не опирается ни на библейскую легенду, ни на Храмовую легенду, но во всeм ищет зерно мудрости, которая снова должна стоять вне пола. Итак, вы видите, как Антропософия основывает мир, вносит гармонию.
93(17)
--- Конец цитаты ---

В свете этой информации по новой звучит такой жизненный эпизод.

--- Цитата: Sergei от 04 Сен. 2011, 08:33:03 ---
--- Цитировать ---В пролетарской школе, где она начала работать, несколько классов занималось одновременно в одном помещении. Чтобы быть услышанными учениками, учителям приходилось просто кричать. Результатом такой работы стал сорванный голос, причем настолько, что пришлось прибегнуть к операции. Но что было при этом интересно: после операции довольно продолжительное время при всякой попытке говорить Марии приходилось преодолевать определенное сопротивление, а в результате в ее речи вдруг что-то освободилось. Рудольф Штайнер говорил потом, что всё это было помогающим жестом судьбы, благодаря которому ей со временем удалось достичь величайшей высоты в искусстве новой рецитации, основы которого заложил Рудольф Штайнер. В этом искусстве перед учениками стоя ла задача так овладеть речью, словом, чтобы оно звучало будучи «свободным от органов речи». В чуде такого искусства Мария Штайнер добилась совершенства.
Бондарев Макрокосм и микрокосм
--- Конец цитаты ---

--- Конец цитаты ---

Sergei:

--- Цитировать ---46.    Как это соединяется в нашей коренной расе? Наша коренная раса повторит то, что уже было прежде. Противоположность, существовавшая в Лемурийскую эпоху, отчeтливо выразилась в духовной области. Оппозиция должна была проявиться потому, что женский пол древнее и находится на нисходящей линии, тогда как мужской пол находится на восходящей линии и ищет в себе ту семенную силу, которой обладала женщина. Если мы останемся в нижних областях, то благодаря оккультизму должны точно различать: кто является расовым человеком Атлантиды, тому нет нужды быть также душевным человеком Атлантиды. Поэтому также и душа не связана с полом. Души женского пола движутся к тому моменту, где они смогут населить сделанные себе мужчинами тела, и тогда на Земле станет один пол.
     Пока мужчины находились в оппозиции к женщинам, те молчали. Связь полов была подготовлена тем, что в XVIII в. были основаны ложи усыновления. Первая из них была основана в 1775 г. Там масонство занималось другими символами, чем в мужских ложах. Принятием женщин в эти ложи усыновления была подготовлена связь полов". Членом такой ложи была Е.П.Блаватская. И теософия имеет задачу преодолеть одностороннее мужское устремление. "Во всeм средневековье проводилось огромное подготовление к тому, чтобы породить духовным образом в мужчине другой пол. Человек рождал в себе путeм концентрации, вначале как мысль, то, что в будущем должно возникнуть в нeм как бытие. Поэтому во всeм средневековье, как подготовление к этому, был распространeн культ Марии. Он является не чем иным, как концентрацией для порождения женского в мужском, в то время как в культе Иисуса женщина идeт к той же цели. Культ Марии произошeл из этой основы. И, наконец, вы сами видите, какая путаница должна была наступить с появлением известного ордена, который возжелал снова отвоевать женскую мудрость. Дело там сведено к господству над миром. Если хотят остаться со старой мудростью, то для старых сил должен быть завоeван мир. И такой орден существует — это орден иезуитов. Он сознательно поставил себе такую цель. Поэтому так остро противостоят одни другим: иезуиты и масоны". 93(17)
--- Конец цитаты ---



Лешек Форчек Омовение ног.
Работа с Марией Штейнер
--- Цитировать ---В условиях войны приходилось во всем экономить. Так как столярная отапливалась слабо или вообще не отапливалась, мы занимались в шляпах и пальто. Госпожа Штейнер ободряла нас тем, что, несмотря на холод, во время длительных репетиций без устали рецитировала для нас. Она хотела, чтобы мы сами продвигались вперед под ее рецитацию. Советы давать она опасалась. Эвритмистки учились интуитивно следовать динамике произносимых слов. Ее голос вызывал в пространстве некое движение, в которое мы вкладывали свои жесты.
Когда рецитировали другие, при этом тоже возникали какие-то пространственные формы; иногда они даже оказывались очень компактными, и приходилось избегать их. Но формы госпожи Штейнер были как бы "меньше", чем соответствующее пространство; они не оказывали принуждения. Долгим и трудным был для нас переход от беспомощных движений к выражению звучания слов, чутьем улавливаемого в пространстве.
Спустя много времени госпожа Штейнер однажды сказала мне, что она считала допустимым поправлять речь учеников, требуя от них, чтобы они говорили так, как показывает она. Речь имеет отношение к сознанию, здесь человек свободен. Но эвритмия относится к движению, к области воли. Здесь всегда есть опасность влияния. Поэтому она никогда не позволяла себе регламентировать движения.
Если при изображении звуков мы были целиком предоставлены самим себе, то тем строже зоркий лорнет госпожи Штейнер следил за хореографически неудачной линией построения, за искажением заданной формы; с бесконечным терпением она повторяла неудавшуюся строку, пока та наконец не исполнялась правильно.
Все это происходило в холодных, пыльных, плохо проветренных помещениях. На репетиции ее доставляли в 11 часов преимущественно на каталке, поскольку ей все чаще отказывали ноги. Ей приходилось своим сильным голосом превозмогать визг механических пил, работающих в соседнем помещении. Тишина наступала только в 12 часов, когда в столярной был рабочий пeрерыв. Мою сестру и меня освобождали от резьбы, если в нас возникала нужда; теперь спешки в работе над Зданием уже не было. Примерно после часа дня приходил доктор Штейнер и смотрел наши упражнения, сидя рядом с госпожой Штейнер на маленьком подиуме. Около 2-х часов они вдвоем уходили домой, а мы бежали в кантону. В 5 часов начинались вечерние репетиции, которые длились до 7 или 8 часов, а иногда и гораздо дольше.
--- Конец цитаты ---
http://www.predela.net/modules.php?name=Books&go=page&pid=7501

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

[*] Предыдущая страница

Перейти к полной версии