Антропософский форум > В потоках времени

Теон – София

<< < (4/7) > >>

Sergei:

--- Цитировать ---602. К Рождеству в человеке должно рождаться размышление: "Должна родиться новая идея Христа. Из праздника воспоминания Рождество должно стать праздником современности, тем, что человек в непосредственно настоящем переживает как рождение".209 (9)
--- Конец цитаты ---



Духовное дитя.
Первый Гетеанум постоянно задает нам загадки. Прокофьев так толкует астральную часть здания.


--- Цитировать ---В заключение необходимо еще раз вкратце коснуться того совершенно особого положения, которое занимают именно Весы в процессе указанного перехода. А оно, как мы видели (см. стр. 48-49), заключается в том, что Весы лишь с середины атлантического периода поднялись из «темного» Зодиака в «светлый», другими словами — вступили на путь восхождения из области, еще связанной с планетарными воздействиями, в область, свободную от них. К настоящему времени этот процесс еще далеко не завершен.34

34. В уже упомянутой работе А.Тургеневой (см. прим. 13 к данн. гл.) приведены два рисунка из записной книжки Рудольфа Штайнера 1913/1914 (они расположены в ней непосредственно рядом друг с другом). Левый из них представляет собой один из подготовительных эскизов к центральному образу красного западного витража, правый же характеризует современное состояние процесса перехода Весов из темной, «планетарной» части Зодиака в светлую, «звездную». Из последнего рисунка со всей ясностью выступает «двойственный» характер Весов в наше время, которые, с одной стороны, еще связаны со Скорпионом-Орлом (Область Духов Формы; западный портал Гетеанума), а с другой стороны — с Девой (Область Духов Мудрости; пространство малого купола) и через нее — со всеми последующими «восходящими» знаками.
--- Конец цитаты ---



Рисунок Рудольфа Штайнера (фрагмент)
Прокофьев  "Двенадцать священных ночей и духовные иерархии". Такой вот взгляд.

Встает вопрос, а надо ли заниматься такими толкованиями, ведь ясно же сказано -
http://bdn-steiner.ru/forums/index.php?topic=633.msg8621#msg8621,
не толкуй.
Но здесь в наличии два пути, две тропы,  встретились два понимания архитектуры Бау, уникальный опыт зоодиакального – солнечного пути и лунный путь, опирающийся на календарь Души. Появляется интересная возможность сравнения разных подходов и через такую работу выявить возможные ошибки, слабые места, пути развития.
В пункте 34 наше понимание расходится. Поэтому ему уделено столько внимания.



Рисунок Рудольфа Штайнера
--- Цитировать ---В уже упомянутой работе А.Тургеневой ( A. Turgenieff, «Rudolf Steinerers Entwiirfe fiir die Glasfenster des Goetheanum*, Dornach, 1961.) приведены два рисунка из записной книжки Рудольфа Штайнера 1913/1914 (они расположены в ней непосредственно рядом друг с другом). Левый из них представляет собой один из подготовительных эскизов к центральному образу красного западного витража,
--- Конец цитаты ---

А вот правый "со всей ясностью" выражает  зоодиакальную, звездную мудрость  Теон-Софии - духовное существо первого Гетеанума, как отражение разворачивающихся на духовном плане эпохальных событий прошлого столетия.  Как два звездных ряда (и второй ряд тоже надо достроить) -
Весы - Дева - Лев - Рак - Близнецы - Телец – Овен, большой зал первого Гетеанума, дневное восприятие и Рыбы - Водолей - Козерог - Стрелец - Скорпион, малый зал, ночное сознание. Через осознание деятельности Теон-Софии ночное сознание поднимается в дневное. Мир изменился!

Прислушаемся к этим словам:

--- Цитировать ---На древнем Сатурне в жертве Престолов сущностно звучал зародыш нашей планетной системы. Шедшее навстречу его звучанию от Херувимов, Духов Гармонии, или Полноты Софии, ныне свой слабый отзвук находит в согласных нашей речи. В космосе субстанционально согласные звучат от знаков Зодиака, формируя человека и как телесное, и как душевно-духовное существо. На древнем Сатурне в сущностном звучании Херувимов творился мир неподвижных звезд, мир физического пространства. Их звучанием жертва Престолов была преобразована в существ времени, или личности. Слово стало Личностью иным, чем все вышестоящие Иерархии, образом. И бытие Времени-Личности побудило все Иерархии встать в особое отношение к творению: явить запредельное пространство в откровении, пойти на разделение мира и его существ, подчиниться закону возникновения в ином и прехождения. Бытию — вечному внепространственному — противостало небытие — временное, пространственное. А между ними простерлось становление. Становление вызвало нисхождение бытия по ступеням: состояний жизни, формы и т. д., которые стали развиваться во времени. Потребовалась организация этого развития, благодаря которому от циклов инобытия стал образовываться некий "остаток" — личность, "овеществленное" время, как сущность. Для этой цели из взаимодействия Херувимов и Престолов и изошли, упомянутые выше, особые служебные духи — Духи кругооборота времен. Они не являются иерархическими существами, а отпрысками Иерархий. Позже, подобно им, возникли отпрыски второй Иерархии — групповые души животных, отпрыски третьей Иерархии — элементарные духи природы.
Бондарев Г. А., Триединый человек тела, души и духа
--- Конец цитаты ---
http://bdn-steiner.ru/forums/index.php/topic,435.msg5843.html#msg5843

Но нам предстоит заглянуть в еще большие глубины, чтобы пережить существо происходящих и происходивших духовных событий.

Sergei:
Продолжим диалог с работами С. Прокофьева

--- Цитировать ---В древности слово "книга" употреблялось в смысле изложения какой-либо последовательности, например поколений. В книгу записывалось то, что следует во времени: хроника, история. Книга жизни, что теперь заложена о основу человечества, в которой записывается развитие <я" человека от одной культурной эпохи к другой, того, что дает ему каждое время, - эта книга, написанная в душах людей и с которой будут сняты печати после войны всех против всех, и имеется в виду в Апокалипсисе. В этой книге зарегистрированы культурные эпохи. Как из поколения в поколение регистрируются рождения в церковных книгах, так делается это и здесь, только теперь в книгу заносится то, что человек выработал духовно.... Благодаря тому, что человек в индийской культурной эпохе жил с настроением, отталкивающим его от физического мира и направляющим его взор к духовному, он одержит победу над физически-чувственным в первую эпоху после войны всех против всех. Человек окажется победителем благодаря тому, что он усвоил, записал в свою душу в первой культурной эпохе. И далее: то, что во второй культурной эпохе было преодолением персами материи, - это преодоление во второй эпохе после войны всех против всех встает как меч, который означает инструмент победы над внешним миром. Что человек усвоил в вавилоно-египетскую культурную эпоху, научась мере, научась все обмерять, - это выступает в следующей эпохе после войны всех против всех как обозначенное весами. А 4-ая культурная эпоха указывает нам на важнейшее, что было усвоено благодаря явлению Христа Иисуса: на духовную жизнь, бессмертное Я. Все, что не усвоит бессмертия, что будет побеждено смертью, - отпадет, и случится это в 4-й период после войны всех против всех.
Понявшие "Я-Есмь" и Его призыв - суть те, кто победил смерть Они спиритуализировали интеллигенцию. И то, чем они стали, больше нет нужды символизировать в виде коня.... они выступают в белых одеждах, в оболочке бессмертия, - те, которые восприняли вечную, духовную жизнь. (21.06.1908 ИПН 104)
--- Конец цитаты ---

Из приведенной выдержки приходит понимание важности для нашего времени образа пятой печати.


--- Цитировать ---…явилось на небе великое знамение: жена, облечённая в солнце; под ногами её луна, и на главе её венец из двенадцати звёзд. Она имела во чреве, и кричала от болей и мук рождения.
 Видение Иоанна Богослова
--- Конец цитаты ---

Вот вам и загадка. А на репродукции пятой печати видим только девять звезд. Можно сослаться, что три звезды заслонены головой и волосами. Так ли это?

--- Цитировать ---Пятая печать имеет отношение к еще более отдаленному будущему, когда человек возьмет под контроль силы своей низшей природы. Тогда Солнце, Земля и Луна будут находиться в ином, чем теперь, отношении друг к другу. 284(с. 36-39)
--- Конец цитаты ---

--- Цитировать ---Только в этом нерасторжимом единстве с Небесной Софией человечество, достигнув порога нового космического зона, сможет по праву назваться "Невестой Агнца" (Откр. 21, 9-10), Невестой космического Христа или грядущей церковью Духа, состоящей лишь из святых и праведников, то есть из людей, принявших в свое Я Импульс Христа и через это достигших описанного идеала.
Такова конечная цель земного зона. Но она осуществится лишь в том случае, если ей будет предшествовать постепенное одухотворение всей Земли, вершиной которого явится ее соединение с Солнцем еще в пределах нынешнего земного зона. На это грандиозное событие Апокалипсис Иоанна указывает в образе-имагинации Жены, облаченной в Солнце: "И явилось . на небе великое знамение — жена, облеченная в Солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд" (Откр. 12,1). Это имагинация — образ душевно-духовного существа Земли, открытой влияниям всего звездного Космоса и в процессе своего одухотворения уже преодолевшей все препятствующие, тянущие вниз силы, символом которых является Луна. Только после их полного и окончательного преодоления Земля сможет, наконец, облечься в Солнце, сделаться солнечной, то есть вплоть до самих физических субстанций стать откровением ее Нового Духа — Христа. Достигнув этой ступени одухотворения, Земля, оплодотворенная Солнцем, сможет породить из себя "духовного младенца", принцип самодуха, который, однако, станет полным достоянием человечества лишь в следующем зоне Юпитера, а до того будет пребывать в высших духовных мирах, осеняя оттуда все земное развитие: "Она имела во чреве и кричала от болей и мук рождения... И родила она младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным; и восхищено было дитя ее к Богу и престолу Его" (Опер. 12, 2, 5).
Именно для осуществления этой высокой цели: полного одухотворения Земли и ее последующего соединения с Солнцем — и вступило в земное развитие сверхчувственное существо Антропос-София, являющееся, как мы это уже не раз подчеркивали, одновременно и самостоятельным существом, и самым молодым членом Небесной Софии. Объединяя в себе таким образом оба аспекта: "микрокосмический" и "макрокосмический", она призвана ныне содействовать указанной цели, первым шагом на пути к осуществлению которой является объединение Антропоса-человека и Небесной Софии. А это происходит тогда, когда люди сами становятся учениками Софии — то есть антропософами, и из своей свободы объединяются в общем служении ей в Антропософском Обществе
С. Прокоф «Небесная София и Антропософия»
--- Конец цитаты ---

Sergei:


Elisabeth Wagner-Koch Иоаново - летнее настроение
У Прокофьева находим такое вот видение Космической Софии:

--- Цитировать ---Автор ясно сознает все значительные трудности, связанные с достижением полной ясности в этом вопросе. Ибо раскрытие Мистерий Софии принадлежит не нашей пятой, а следующей за ней — шестой культурной эпохе. Быть может, поэтому Рудольф Штайнер был так сдержан, если не сказать осторожен, в рассмотрении именно этой темы.

Таким образом, мы имеем к середине четвертого кругооборота солнечного бытия постепенное возникновение и формирование в Космосе совершенно нового всеобъемлющего существа, составляющими членами которого являются пять Иерархий: от Духов Мудрости до Архангелов*
Именно это существо и было тем, которое в смысле учений древне-халдейских мистерий может быть обозначено как Космическая, или Небесная София. Ее внутренним средоточием являются существа, подобные "Эа", состоящие из чистейшей Мудрости (то есть Духи Мудрости, или Кириотетес в христианской терминологии). Частица "соф" — "существующий" указывает на границы реального распространения этого космического организма Софии, которые простираются от Кириотетес вплоть до существ, являющихся их сыновьями, то есть до Духов, стоящих на ступени Архангелов, самый могучий из которых выступает в древне-халдейских мистериях как Мардук-Михаил.
Как будет показано далее, в ходе дальнейшего развития этого соборного существа Софии к нему на древней Луне "снизу" присоединился шестой член, а на Земле — седьмой.
* На существование таких всеобъемлющих макрокосмических существ Рудольф Штайнер указал на одном конкретном примере в цикле лекций "Духовные существа в небесных телах и царствах природы". Этот пример был затем подробно рассмотрен автором настоящих строк в его книге "Двенадцать Священных Ночей и Духовные иерархии", в главе "Письмена звезд как ключ к антропософской христологии" Используя здесь прилагательное от слова соборность, означающего множество индивидуальных сознаний, в своей совокупности образующих одно высшее органическое целое, возникший таким образом на древнем Солнце совокупный организм Иерархий можно обозначить как соборное существо, обладающее общим (соборным) иерархическим сознанием.

"Так видим мы правящим на протяжении истории существо, для которого одно столетие является одним годом, — говорит о нем Рудольф Штайнер и затем в той же лекции продолжает, — если мы только хотим, то мы могли бы даже написать биографию этого существа, которое в том, что касается духовности, стоит настолько же выше человека, насколько столетие длиннее одного года"32*. В течение своей земной жизни человек развивает в последовательности семилетий одно за другим все основные члены своего существа: сначала три "телесных" члена: от рождения до 7 лет — физическое тело; от 7 до 14 лет — эфирное тело; от 14 до 21 года — астральное тело; затем следует развитие трех "душевных членов" или трех душ: от 21 до 28 лет — души ощущающей; от 28 до 35 лет — души рассудка и чувства; от 35 до 42 лет — души сознательной; наконец, к ним присоединяются, хотя пока еще лишь пророческим образом, три "духовных члена" человека: от 42 до 49 лет — самодух; от 49 до 56 лет — жизнедух и от 56 до 63 лет — духочеловек33.
Подобным же образом, только на протяжении больших периодов исторического становления человечества, развивается и упомянутое сверхчувственное существо, используя для развития каждого из своих членов не семь, а 700-800 лет**.
Так историческое рождение этого существа в человечестве, то есть его первое соприкосновение с ним приходится приблизительно на 2100 год до Рождества Христова. Начало развития его эфирного тела — на 1400 год, астрального — на 700 год и тд.
* Удивительным образом подобное же соотношение ста к одному имеют пространственные размеры (диаметры) Солнца и Земли..
** В начале лекции Рудольф Штайнер упоминает также числа 600 и 900, так что в отдельных случаях длительность каждого периода колеблется вплоть до этих крайних пределов.

В целом же всё содержание книги сам автор рассматривает  пишь как побуждение к дальнейшей самостоятельной работе читателя в указанном направлении. Ибо, чем сознательнее и экзистенциальнее сможет благодаря этому стать его отношение к Аантропософии, тем больше сможет он приблизиться к ее живому существу в сверхчувственных мирах. Прокофьев С.О.   Небесная София и Антропософия.
--- Конец цитаты ---

Sergei:
И вновь возвращаемся к образу небесной Софии

--- Цитировать ---В заключение я хотел бы еще указать на нечто, что свойственно русской духовности и то, чем нам, конечно же, важно заняться, чтобы понять духовный смысл той миссии, которая предназначена именно русскому народу для будущего всего человечества. Имеются три образа будущего России. Я хотел бы указать на три момента, которые встречаются только в России.
--- Конец цитаты ---



--- Цитировать ---На мой взгляд, стоит обратить внимание - апостолы были первыми носителями новых знаний, и поэтому не отвергали прежнее представление об устройстве мира, и осознавали действительность мифов, согласно которым люди воспринимали окружающий мир в контексте языческих религий. То есть мифологические предания Древней Греции, а также мифы других древних культур не были для апостолов сказками и заблуждениями, и апостолы осознавали, что в мифах описана невидимая суть мира, причём чувствовали живую сущность незримых феноменов и видели их проявления в зримом мире.

В сочинениях древнерусских авторов София выступает как зашифрованный образ представления о высшей мудрости, совмещавшейся с идеей Бога, воплощавшим вечность, бесконечность, абсолютное бытие. В православной традиции Софией Премудростью Божией именуется Бог Слово - второе лицо Святой Троицы. И здесь как раз  - “Вначале было Слово”…
Любовь к Софии Премудрости рассматривалась славянским просветителем древности Константином-Кириллом (имени которого кириллица) - как безраздельное служение истине, духовный подвиг, в котором основой является эстетическое содержание мудрости, красота истинного знания.
Понимание образа Софии включает не только воплощение Бога, но и создание храма и утверждение семи столпов. В иконографии это – чисто-символический, тайнозрительный сюжет. “София - Премудрость Божия”, чудотворная икона Русской Православной Церкви, совсем неизвестный на Западе вид. Имеется во многих церквах России и сводится к двум типам: киевскому и новгородскому.
Отождествление Софии со второй Ипостасью Святой Троицы было присуще древней христианской мысли.
В новгородской иконографии, соответственно такому пониманию, София Премудрость Божия, изображалась в виде крылатого Ангела с огненным ликом, в царском венце, украшенном крестом, и в царских одеждах, восседающего на золотом престоле, который утверждён на семи столбах. В одной руке он держит мерило, другой прижимает к груди свиток. Волосы спадают на плечи, на голове венец и вокруг головы сияние. Лик, руки, крылья и обутые ноги огненного цвета. Ангел восседает среди лучистой небесной сферы, усеянной звездами. По его сторонам Богоматерь с Предвечным Эммануилом в лоне и св. Иоанн Креститель со свитком, на котором читается: “Аз свидетельствовах”. Над головой Ангела благословляющий Христос Спаситель, еще выше “Уготованный Престол” (Этимасия) — символ божественного присутствия. По сторонам от Этимасии коленопреклоненные ангелы на “небесном свитке”.
--- Конец цитаты ---
http://www.liveinternet.ru/users/znichka/post117342562/

--- Цитировать ---Третье, на что я хотел бы указать в этой связи. Конечно, можно было бы не ограничиваться тремя примерами, а привести еще многие места из русских былин и многое другое. Я хотел бы указать на икону Новгородской Софии, на икону, которая встречается только в России, только на Руси. Ибо изображение святой Софии, как она пришла из Константинополя, мы встречаем в киевской Софии, когда София изображена в образе, близком образу Марии. А вот в Новгороде литография святой Софии представляет до сих пор самые большие и богословские, и духовные, и эзотерические вопросы. Большая тайна связана с этой литографией Софии Новгородской и через это с импульсом действия Софии, с присутствием Софии в русской истории, в русской душе, а также в связи с миссией России в будущем. Я думаю, многие из вас знают эту икону, где София изображена как ангел с огненным лицом, с мощными крыльями. Она восседает на троне, позади нее звездное небо, оно в окружении космического круга, сферы, изображающей весь космос. Перед ней стоят Мария и Иоанн Креститель. А Софию на ее миссию благословляет сверху, помещенный в диск солнца Христос.
Вы знаете, что Павел Флоренский и многие другие наши религиозные философы начала века пытались разгадать тайну этой иконы, найти истоки ее происхождения. Того безымянного святого или безымянного иконописца, который имел это видение и запечатлел это видение в Новгородской иконе, выразив в ней нечто в глубочайшей степени касающееся будущего нашей страны и нашего народа.
Таким образом, вы видите, мы начали с прошлого, мы заканчиваем взором в будущее. А мост между прошлым и будущим должен быть построен в каждой душе, потому что лишь сама душа, сам человек, который идет путем самопознания, который идет путем через самопознание к пробуждению в себе таких качеств русской души, русской духовности, как совесть, сострадание, терпение и жертвенность. Каждый человек, сознательно желающий идти этим таинственным, чисто русским путем в центральные мистерии Христианства, этот человек и будет тем, кто поведет наш народ и нашу страну к ее будущему, к осуществлению ею ее общечеловеческой миссии в общем развитии нашего земного человечества.
Прокофьев С. О. РУССКАЯ ДУХОВНОСТЬ: ТЕНЬ ПРОШЛОГО И ЗАГАДКА БУДУЩЕГО
--- Конец цитаты ---
http://www.chestisvet.ru/index.php4?id=92



--- Цитировать ---На иконе Софии Киевской изображен храм и стоящая в нем Богоматерь в хитоне, с покрывалом на голове, под сенью, поддерживаемой семью столпами. Руки и ладони Ее распростерты, а стопы утверждены на серповидной луне. Божия Матерь держит Предвечного Младенца, благословляющего правой рукой, в левой руке Младенца держава. На карнизе сени начертаны слова из Книги Притчей: "Премудрость созда Себе Дом и утверди столпов седмь". Над сенью изображен Бог Отец и Бог Дух Святый. Из уст Бога Отца исходят слова: "Аз утвердих стопы Ея". По обе стороны изображены семь Архангелов с распростертыми крыльями, держащих знаки Своего служения в руках: с правой стороны - Михаил с пламенным мечом Уриил - с молнией, опущенной вниз, Рафаил - с алавастром мира; с левой стороны - Гавриил с цветком лилии, Селафиил - с четками, Иегудиил - с царской короной и Варахиил - с цветами на белом плате. Под облаком с серповидной луной, служащей подножием Богоматери, изображен амвон с семью ступенями (изображающий Церковь Божию на земле), со стоящими на них ветхозаветными тайнозрителями воплощения Премудрости - праотцами и пророками. На каждой из семи ступеней амвона надписи: вера, надежда, любовь, чистота, смирение, благость, слава. Семь ступеней амвона утверждаются на семи столпах, на которых начертаны взятые из Апокалипсиса изображения и их объяснения.
Примечательно, что дни празднования Софии на Руси совпадали с Богородичными праздниками. Например, в Киеве праздник Святой Софии отмечался в день Рождества Богородицы, а в Новгороде - в день Успения.
 Для сравнения стоит сказать, что в латинской христианской традиции «София» быстро вытеснилась почти синонимическим обозначением мистически понятой «Церкви», и поэтому собственно «софилогии» католическая традиция почти не знает. Вот тут для себя нашла, наконец, корень отличия Мадонны и Богородицы))).
Всё по-другому происходило в Византии, где образ Софии вырос до символа главного теократического принципа, и на Руси, куда христианство пришло под знаком именно Софии. Митрополит Илларион описывал крещение Руси как приход именно «Премудрости Божией», т. е. Софии; Софии были посвящены построенные в XI в. три главных русских храма - Киева, Новгорода и Полоцка
--- Конец цитаты ---
Предлагаю имагинативные образы, и некоторую их расшифровку, а нам надо потрудиться, чтобы они стали и нашими переживаниями и откровениями.

Галина:

--- Цитировать ---         «Сименон … обратившись к Марии, предсказал ей о Младенце. «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, - и Тебе Самой оружие пройдет душу, - да откроются помышления многих сердец». (Лк 2, 34-35). Это значило, что Она Сама будет переживать великое горе за Сына Своего, когда он будет страдать…

        …Это пророчество Симеона изображено видимыми символическими знаками – мечами. Обычно стрел 7. Число 7 в Святом Писании вообще означает “полноту” чего-либо, а в данном случае полноту того горя, “печали и болезни сердечной”, которые были перенесены Пресвятой Девой Марией в Ее жизни на земле…»

…На иконе “Семистрельной” - три (меча) с одной и четыре с другой стороны…
--- Конец цитаты ---

semistrelnaya.narod.ru/bible.htm



--- Цитировать ---…По обе стороны изображены семь Архангелов с распростертыми крыльями, держащих знаки Своего служения в руках: с правой стороны - Михаил с пламенным мечом Уриил - с молнией, опущенной вниз, Рафаил - с алавастром мира; с левой стороны - Гавриил с цветком лилии, Селафиил - с четками, Иегудиил - с царской короной и Варахиил - с цветами на белом плате. Под облаком с серповидной луной, служащей подножием Богоматери, изображен амвон с семью ступенями (изображающий Церковь Божию на земле), со стоящими на них ветхозаветными тайнозрителями воплощения Премудрости - праотцами и пророками. На каждой из семи ступеней амвона надписи: вера, надежда, любовь, чистота, смирение, благость, слава. Семь ступеней амвона утверждаются на семи столпах, на которых начертаны взятые из Апокалипсиса изображения и их объяснения.
--- Конец цитаты ---
Прокофьев С. О. РУССКАЯ ДУХОВНОСТЬ: ТЕНЬ ПРОШЛОГО И ЗАГАДКА БУДУЩЕГО

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

[*] Предыдущая страница

Перейти к полной версии