Пожертвовать, spenden, donate
Главное меню
Новости
О проекте
Обратная связь
Поддержка проекта
Наследие Р. Штейнера
О Рудольфе Штейнере
Содержание GA
Русский архив GA
Изданные книги
География лекций
Календарь души50 нед.
GA-Katalog
GA-Beiträge
Vortragsverzeichnis
GA-Unveröffentlicht
Материалы
Фотоархив
Видео
Аудио
Глоссарий
Биографии
Поиск
Книжное собрание
Авторы и книги
Тематический каталог
Поэзия
Астрология
Г.А. Бондарев
Антропос
Методософия
Философия cвободы
Священное писание
Die Methodologie...
Печати планет
Архив разделов
Terra anthroposophia
Талантам предела нет
Книжная лавка
Книгоиздательство
Алфавитный каталог
Инициативы
Календарь событий
Наш город
Форум
GA-онлайн
Каталог ссылок
Архивные разделы
в настоящее время
не наполняются

GA 2 1886 г.

 Скачать на немецком   Содержание тома

Рудольф Штейнер

Основные линии теории познания мировоззрения Гете с особым вниманием к Шиллеру

Grundlinien einer Erkenntnistheorie der Goetheschen Weltanschauung mit besonderer Rücksicht auf Schiller


Перевод Название перевода Ссылки Год перевода Поделиться
Боянус Н.К. Очерк теории познания Гетевского мировоззрения, составленный принимая во внимание Шиллера 1905
Маханьков И.И. Очерк теории познания, отвечающей гётевскому мировоззрению. С опорой на Шиллера 1990-е

Аннотация

Эта, по словам самого автора, «юношеская» работа (на момент издания в 1886 году ему было двадцать пять лет) вышла в качестве приложения к естественнонаучным сочинениям Гете, в подготовке к изданию которых Рудольф Штейнер — благодаря рекомендации своего учителя Карла Юлиуса Шрёэра — принимал участие, и тем самым смог проследить «познавательную жизнь Гете во всех областях, в которых он проявил себя».

Жившее в образе мыслей Гете целостное мировоззрение не было высказано им в виде систематического философского изложения. Эту задачу берет на себя Рудольф Штейнер. Освещая положение дел в науке, он показывает оторванность современной философии от действительной жизни, неспособность этой философии ответить на глубинные вопросы и загадки бытия, необходимость разрешения которых встает настоятельной потребностью в душах людей.

Выявляя несостоятельность установленных современной наукой «границ познания» (кантовская «вещь в себе»), а также царящего в образе мыслей и действий догмата опыта (в дополнение к господствовавшему ранее догмату откровения), Рудольф Штейнер показывает, как можно прийти к разъяснению взаимных отношений реального мира и мира идей. Рассматривая две области — опыт и мышление, он обосновывает беспредпосылочную, покоящуюся на самой себе теорию познания, возвращающую исконное достоинство и ценность человеческому мышлению и самому человеку («поле деятельности мысли есть единственно человеческое сознание»). В мышлении является нам содержание мира, сущность вещей, и в этом явлении деятельно участвует человек, производя это явление, будучи его творцом. Без нашего участия это содержание никогда не смогло бы быть произведено на свет.

Здесь же содержится и указание на начала антропософской методологии, развиваемой далее Рудольфом Штейнером в его книгах и лекциях. Находя «мышление среди фактов опыта как один из таковых фактов», в то же время бросающий «свет на самого себя и на остальную действительность», мы обнаруживаем в нем исходную точку для познавательной деятельности, способной прозревать содержание мира. Будучи через упражнение последовательно развиваемым в каждом человеке, мышление открывает «дорогу от чувственного мира в духовный», к познанию основ всего сущего. Таким образом всегда встает вопрос не о границах познания, а лишь о текущей — находящейся в становлении — способности и силе мышления каждого отдельного человека к постижению тех или иных фактов мира.

Во второй половине книги Рудольф Штейнер обосновывает принцип наук как таковых («содержание их есть исключительно мысленное содержание») и говорит о роли познания и о разнице между разделяющей деятельностью рассудка и снова приводящей к целостному единству деятельностью разума. Далее он показывает, каким образом может осуществляться познание в различных формах опыта, при этом применяя важный методологический принцип Гете: заимствование способа наблюдения не из духа наблюдателя, а из природы наблюдаемого. Таким образом выявляется предмет и научный метод для каждой из трех областей — наук о неорганической и органической природе и наук о духе.

Рассматривая область наук о духе, Рудольф Штейнер находит сущность свободы (где закон и деятельность совпадают, в противоположность природе, где они разделены и деятельность необходимо управляется законом) и показывает, что эти науки (психология, народоведение, история) должны быть в сущности науками о свободе, тем самым основывая философию свободы, идеи которой были развиты впоследствии в одноименной книге. «Когда человек поступает нравственно, то для нас это не есть исполнение долга, а выражение его вполне свободной природы».

В предисловии ко второму изданию (1923 год) Рудольф Штейнер говорит о представленной теории познания: «Теперь, когда я снова провожу ее перед своим мысленным взглядом, она является мне в то же время и теоретико-познавательным основоположением и оправданием всего того, что я говорил и обнародовал позже». Таким образом, для каждого человека, взявшего эту теорию познания за исходную точку и через собственное переживание убедившегося в ее истинности, открывается путь к самостоятельному постижению всего антропософского содержания. Тот путь, которым в свое время пошел Рудольф Штейнер, тем самым сделав его открытым для всего человечества.

Содержание

  • Предисловие к новому изданию
  • Предисловие к первому изданию
  • А. Предварительные вопросы
    1. Исходная точка
    2. Наука Гете по методу Шиллера
    3. Задача нашей науки
  • Б. Опыт
    1. Определение понятия опыта
    2. Указание на содержание опыта
    3. Исправление ложной концепции всего опыта
    4. Ссылка на опыт каждого отдельного читателя
  • В. Мышление
    1. Мышление как более высокий опыт в опыте
    2. Мышление и сознание
    3. Внутренняя природа мышления
  • Г. Наука
    1. Мышление и восприятие
    2. Рассудок и разум
    3. Познание
    4. Основа вещей и познание
  • Д. Познание природы
    1. Неорганическая природа
    2. Органическая природа
  • Е. Науки о духе
    1. Введение: дух и природа
    2. Психологическое познание
    3. Человеческая свобода
    4. Оптимизм и пессимизм
  • Ж. Заключение
    1. Познание и художественное творчество

Печатные издания

Обложка немецкого издания
Выходные данные изданий на немецком языке в базе данных сайта отсутствуют.
Изд. «Парсифаль», М., 1993. Мяг­кая об­лож­ка, 144 стр. Тираж 10000. ISBN 5-85251-007-6. Пере­вод: Боянус, Казачков.
Изд. «Энигма», М., 2019. Твер­дый пе­ре­плет, 152 стр. Тираж 300. ISBN 978-5-94698-275-7. Пере­вод: Боянус.



· Главная · О Рудольфе Штейнере · Содержание GA · Русский архив GA · Каталог авторов · Anthropos · Глоссарий ·

Рейтинг SunHome.ru Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
Вопросы по содержанию сайта (Fragen, Anregungen)
Открытие страницы: 0.08 секунды